Жизнь пациента в РК оценивают в сумму от 300 тыс. до 1 млн тенге

26.01.2015

Халатность в белом халате

В конце 2014 вступил в силу приговор по делу алматинских врачей, которые не смогли сохранить жизнь маленькому пациенту.

6 ноября 2013 родители 4-летнего Рината (имя изменено по этическим соображениям) обратились за помощью к врачу-отоларингологу Юрию Фомичеву, работающему в медицинском центре «А?–Сенім». У ребенка было затруднено носовое дыхание. Врач-пенсионер, проработавший по специальности 27 лет, поставил диагноз: аденоид и гипертрофия нёбных миндалин. Ребенку было рекомендовано провести операцию по удалению аденоидов и частичному удалению нёбных миндалин с помощью общего наркоза. Родители согласились. Операцию назначили на 12 ноября 2013, на которую Фомичев пригласил своего знакомого анестезиолога Бориса Джаламова.

После того, как Ринат уснул, лор начал операцию. Длилась она всего 10 минут. Однако под конец в дыхательные пути ребенка попала кровь, ребенок стал задыхаться, у него случился спазм бронха, и вскоре у маленького пациента остановилось сердце. На место немедленно была вызвана реанимационная «скорая помощь», но пациент скончался от удушения.

Позже эксперты, проводившие расследование гибели Рината, скажут: доктор Фомичев работал в клинике по устной договоренности с руководством и имел просроченный сертификат врача-отоларинголога, который истек в апреле 2013. Сертификат врача анестезиолога-реаниматолога Джаламова тоже был действительным только до января 2013. Также выяснилось, что у медицинского центра «А?-Сенім» не было лицензии на проведение соответствующих хирургических операций, кроме того, не был подготовлен кабинет и оборудование. На операции отсутствовало оборудование для реанимации.

Дело врачей попало в Алмалинский районный суд Алматы, который посчитал, что медики ненадлежащим образом выполнили свои профессиональные обязанности, и их небрежность и недобросовестное отношение привели к смерти ребенка. Врачи вину свою признали. Суд приговорил Фомичева к одному году лишения свободы в колонии-поселении с запретом заниматься врачебной деятельностью. Джаламова приговорили к одному году лишения свободы условно.

Родные Рината требовали взыскать с докторов 30 млн тенге компенсации морального вреда. Однако суд постановил, что отоларинголог должен выплатить 1 млн тенге, анестезиолог – 500 тыс. тенге.

Позже городской суд Алматы изменил наказание Фомичему на ограничение свободы сроком на 2 два года.

Хочешь осла – проси верблюда

Подобные трагические случаи случаются в Казахстане регулярно. Так, в Хромтау 24-летнего мужчину с сепсисом врачи лечили от ангины. Пациент умер. Медик попала под амнистию. За смерть пациента вместо запрашиваемых родственниками 20 млн тенге больница выплатила 300 тыс. тенге. В такую же сумму суд оценил жизнь полутораголовалого ребенка, умершего в Экибастузе из-за ошибки в назначении прививки. 545 тыс. тенге обязали врачей выплатить жительнице Карабалыкского района Костанайской области за врачебную ошибку, повлекшую смерть ее мужа. В Актобе областной центр скорой медпомощи и поликлинику заставили выплатить родственникам компенсацию за смерть роженицы. Женщина скончалась в роддоме, а врачи указали, что девушка умерла у себя в квартире и вообще не была беременной.

Цена жизни в этом случае – 1 млн тенге.

Адвокат Анатолий Утбанов часто участвует в судебных процессах по взысканию морального вреда. Он рассказывает: в таких случаях суд обязан опираться на нормативное постановление Верховного суда «О применении судами законодательства о возмещении морального вреда». Согласно постановлению, размер вреда в денежном выражении высчитывается с учетом всех обстоятельств, принимая во внимание как субъективную оценку гражданином тяжести причиненных ему нравственных или физических страданий, так и объективные данные, свидетельствующие об этом. В частности: жизненную важность личных неимущественных прав и благ (жизнь, здоровье и т.д.); степень испытываемых потерпевшим нравственных или физических страданий (утрата близких родственников или иное).

Анатолий Утбанов.

«Если говорить о конкретных суммах, то в процессах, в которых я принимал участие, взыскивались компенсации по факту летального исхода в размере 3-4 млн тенге. Но это – единичные, можно сказать, рекордные суммы, чаще суды устанавливают значительно меньшие компенсации - в пределах 1 млн тенге, - рассказывает Утбанов. - Немало, конечно, зависит и от первоначального размера вреда, заявленного к взысканию гражданином. У меня довольно большая практика взысканий морального вреда, потому могу сказать, что здесь действует старый принцип: хочешь осла – проси верблюда. Дело в том, что суды практически всегда снижают размер взыскиваемой суммы. Поэтому если оцениваете свои страдания в 1 млн тенге, надо быть готовым к тому, что суд, вероятнее всего, не удовлетворит исковые требования в полном объеме. В моей практике были иски, когда запрашиваемая сумма была в пределах 50-100 млн тенге, при этом реально мы рассчитывали получить до 3–4 млн тенге».

По словам Утбанова, в новой редакции Уголовного кодекса медицинским уголовным правонарушениям теперь посвящена целая глава. В ней за некачественное оказание медпомощи предусматривается наказание до 5 лет лишения свободы (ранее – до 2 лет). Однако на памяти Утбанова не было ни одного дела, когда медики получали бы реальные сроки.

«Зачастую доказать вину врача очень сложно, поскольку медицинскую экспертизу проводят тоже врачи, и, к сожалению, приходится говорить об их корпоративной солидарности. Поэтому граждане обращаются к квалифицированным юристам и уже с их помощью привлекают нерадивых медработников к ответственности. Таким образом вносится вклад в дело повышения качества медуслуг», - резюмирует адвокат.

Цена ошибки

По данным Генеральной прокуратуры, количество судебных исков с жалобами на качество предоставляемых медицинских услуг по гражданским делам составляло:

- в 2011 - 33 иска на сумму 374,1 млн тенге, из них на возмещение материального ущерба 73,2 млн и на возмещение морального ущерба 300,9 млн. Судами удовлетворено 17 исков на сумму 12,1 млн тенге, из которых материальный ущерб – 4,1 млн и моральный ущерб 8 млн. Итого средний размер моральной компенсации на один иск – 470 тыс. тенге.

- в 2012 - 78 исков на сумму 825,1 млн тенге, из них на возмещение материального ущерба 343,6 млн и на возмещение морального ущерба 481,5 млн. Судами удовлетворено 44 иска на сумму 32,7 млн тенге, из них материальный ущерб 6 млн и моральный ущерб 26,7 млн тенге. Итого средний размер моральной компенсации на один иск – 607 тыс. тенге.

- в 1 полугодии 2013 - 42 иска на сумму 771 млн тенге, из них на возмещение материального ущерба 22 млн и на возмещение морального ущерба 749 млн. Судами удовлетворено 17 исков на сумму 14,1 млн тенге, из них материальный ущерб 5,2 млн и моральный ущерб 8,9 млн. Итого средний размер моральной компенсации на один иск – 523 тыс. тенге.

Для сравнения: средняя компенсация за врачебную ошибку в России составляет 75 тыс. рублей, в США - $140 тыс.

Чтобы изменить такую диспропорцию, к 2016 в Казахстане будет разработан законопроект по внедрению страхования ответственности врачей за причинение ущерба здоровью и жизни. Каждая ошибка медиков будет иметь свою «стоимость». Взносы планируется сделать фиксированными в зависимости от должности медработника. Страхование будет осуществлять работодатель врача.

Виктор Бурдин, Forbes.kz