Каждый день мы теряем одного ребёнка
02.09.2013
60% казахстанских выпускников покидают школы, имея те или иные хронические заболевания. 40% старшеклассников из-за проблем со здоровьем ограничены в выборе профессии. Эти цифры могли бы быть намного ниже, если бы у детей была возможность полноценно питаться в школьных столовых.
«Мегаполис» несколько лет назад писал о проекте «Региональной программы и стандарта здорового питания и адекватной физической активности детей и подростков» (см. «302 миллиона на школьные обеды» от 04.10.2010). С тех пор прошло немало времени, начался очередной учебный год. С вопросом, произошли ли какие-нибудь подвижки в борьбе за здоровый образ жизни школьников, мы снова обратились к председателю исполкома Казахстанской республиканской ассоциации внедрения и контроля политики здорового питания детей и школьников Марату Баелеву (на фото):
– С нашего последнего интервью прошло три года, что изменилось за этот период?
– Мы на протяжении пяти лет занимаемся вопросом питания школьников. Но конкретные шаги, можно сказать, были сделаны только в этом году. Недавно я был в Астане на приёме у первого заместителя председателя партии «Нур Отан» Бауыржана Байбека. Во время этой встречи был намечен ряд мероприятий. Можно сказать, что в парламенте начата экспертная работа по подготовке концепции закона о здоровом питании и адекватной физической активности школьников. И поскольку закон без действенной программы является мёртвым документом, параллельно разрабатывается концепция государственной программы по внедрению сбалансированного питания и связи его с адекватной физической активностью. Вот это самое большое наше достижение на сегодня.
– Результаты вашей деятельности будут заметны в этом году в школьных столовых?
– Мы не можем говорить о том, что завтра в школах что-то появится. Но при подготовке закона будут определены три пилотных региона, в которых могут уже в течение этого года быть сделаны первые шаги по внедрению программы о здоровом питании. На самом деле простого решения здесь нет. Мы говорили об этом три года назад, и сегодня это не ново, необходим стандарт. Есть хорошие примеры: в Бразилии была неплохая модель по связи местных фермеров со школами. За четыре года этот проект дал феноменальный результат. Отсталые регионы решили сразу две большие проблемы. Средний фермер получил постоянный заказ, смог объединиться в товарищества, получать технику в лизинг, и таким образом сельское хозяйство получило огромный импульс. И что самое важное – школьники получили практически поставляемые «из-за забора» свежие недорогие продукты.
– Что говорится в программе о школах, в которых нет водопровода, не то что столовых, отвечающих нормам?
– У нас по сей день в более чем 20% школ нет приспособленных помещений для приёма горячей пищи. Вот почему мы говорим о необходимости комплексного решения этой проблемы. Должна появится новая отрасль, которая будет учитывать все компоненты. Начиная с материально-технической базы и далее. Здоровое питание влияет не только на здоровье детей, но и на умственные способности. По сути, мы каждый день теряем одного ребёнка из-за неправильного питания. Это и суициды, и смерти от различных заболеваний. Мы должны донести до детей основы правильного питания. Пусть сейчас есть недочёты, но ребёнок будет видеть, как это должно быть, соответственно, мы через 10 лет получим человека, знающего о правильном питании, имеющего о нём общее представление. Сегодня ребёнок ест всё, что позволяет карман.
– Вы о фаст-фуде?
– Проблема любви детей к фаст-фуду глобальна. Но уже в тех же США введены законодательные ограничения. В фаст-фуде нельзя использовать, к примеру, трансгенные жиры. У нас пока ещё в одном казане могут пожарить массу котлет, не меняя жир. Есть разные подходы к питанию даже быстрого приготовления. Если мы законодательно ограничим применение определённых компонентов и продуктов, тогда большая часть заведений фаст-фуда будет вынуждена сначала стать дорогими, а потом стремиться к удешевлению за счёт централизации поставок, заключения договоров напрямую с крестьянскими хозяйствами. Такую же аналогию можно провести и со школами. Чем жёстче стандарт, тем качественнее продукт. И соответственно, его влияние и отдалённые последствия на организм будут меньше.
– Разве детям в школе не говорят о полезных и вредных продуктах?
– Предмет «самопознание» одно время активно вводился в школьную программу, сейчас он откровенно саботируется. Этот предмет может рассказать об основах культуры питания.
– Система необходимого количества калорий для определённого возраста была разработана давно, почему она не применяется?
– Существует меню, разработанное Казахской академией питания, но насколько я знаю, это меню практически саботируется. Никто не изобретал велосипед, стандарты питания в его технологической части были разработаны ещё в Советском Союзе.
– По какой причине в школьных столовых это меню саботируется?
– То, что необходимо приготовить, выглядит не всегда аппетитно для школьника. Например, в определённые дни предписываются варёные овощи. Согласитесь, не самое заманчивое блюдо. Но если бы существовали рецепты, технологические карты, и был бы контроль – этим продуктам можно было бы придать более цивилизованную, современную гастрономическую форму.
– Почему нет контроля со стороны государства?
– Может контролироваться разве что соблюдение санитарных норм. Технология приготовления не может быть проверена никем, потому что такого механизма нет в нашей стране. Кроме того, в штате Минздрава нет ни одного детского диетолога.
– Дети учатся 11 лет, и многие выпускники страдают хроническими заболеваниями. Что будет, когда дети начнут учиться 12 лет?
– При таком раскладе ситуация станет ещё хуже. Сегодня уже 60% выпускников страдают устойчивыми хроническими заболеваниями. И с каждым годом ситуация становится всё хуже.
– Какие заболевания сейчас на первом месте у выпускников школ?
– Все основные группы не инфекционных заболеваний, которым подвержены школьники, связаны с недостатком сбалансированного питания и адекватной физической активности. На первом месте всегда заболевания сердечно-сосудистой системы, дальше идут болезни желудочно-кишечного тракта, проблемы опорно-двигательного аппарата, стоматология и офтальмология. Из-за этих проблем ребёнок в 40% случаев ограничен в выборе профессии после 11 класса.
– Как вы считаете, нужно ли переходить к безналичным расчётам в школьных столовых?
– В числе тех предложений, которые мы выдвигаем в парламенте, – система стопроцентного обеспечения детей горячим питанием с использованием пластиковых карт. При такой системе мы получим прозрачность и отсутствие возможностей для злоупотребления.
Мы до тех пор будем сталкиваться с ухудшением здоровья детей, пока не начнём уделять пристальное внимание вопросу правильного питания.
Текст: Анастасия ЦИРУЛИК Фото: Олег СПИВАК
Источник: Мегаполис