Предложение руки, сердца и других органов

11.06.2013

В Казахстане пересадки того или иного органа ждут порядка 7 тысяч человек, почти половина из них нуждается в пересадке почки. Между тем за весь прошлый год в Казахстане было проведено всего 53 операции по пересадке почки, 5 – печени и 1 пересадка сердца. Дождаться операции крайне сложно. Но те, кому нужны новые органы, преспокойно могут купить их через Интернет, где «бродят» толпы людей со здоровыми почками и печенью, но с очень плачевным финансовым положением. И это несмотря на то, что торговля органами, пусть даже и своими, в Казахстане запрещена.

Болезней, при которых показана пересадка почки, достаточно много, и мы не станем никого утомлять медицинскими терминами. Скажем лишь, что пока подходящая донорская почка не найдена, жизнедеятельность больных с почечной недостаточностью поддерживает аппарат гемодиализа. Процедуру принудительной очистки организма больные должны проходить 2–3 раза в неделю в условиях стационара. Государству каждая из таких процедур обходится в 30 тысяч тенге. Больным это стоит неисчислимого количества нервов.

В нашу редакцию обратился мужчина, представившийся Сериком. Ему нужна новая почка. Устав ждать помощи от государства, мужчина разместил объявление о готовности купить её в Интернете.

– Я даже в Минздрав не могу съездить встать в очередь на квоту, потому что два раза в неделю должен получать диализ. Чтобы попасть в кабинет, надо отстоять очередь. Это очень тяжело. Сил не остаётся ни на что, – сетует Серик, который хочет купить себе новую почку.

Вообще, как говорят медики, почка – это один из самых беспроблемных органов в плане пересадки: приживается быстро и, что особенно важно, может быть взята от другого живого человека без особого ущерба для здоровья последнего.

– Вреда для здоровья у тех, кто отдал одну из своих почек в дар, практически нет. Если человек изначально был здоров и в дальнейшем ведёт здоровый образ жизни, он ничем не отличается от других. И через пару месяцев реабилитации он может вести такой же образ жизни, какой вёл до операции, – говорит внештатный трасплантолог Министерства здравоохранения РК Гани Куттымуратов.

Словосочетание «отдать почку в дар» стоит понимать буквально: Казахстан не приемлет куплю-продажу органов. Опасаясь коммерции, наши врачи даже установили правило: пересадка возможна только от родственника больного. Считается, что между родственниками товарно-денежные отношения, особенно в такой щепетильной теме, неприемлемы. Всем, у кого родственников, желающих поделиться здоровьем, нет, искать трансплантологов необходимо за рубежом. Как уверяет Серик, найти почку в Казахстане – не проблема.

– Дело лишь в цене. Сама почка стоит 25–30 тысяч долларов, нужны ещё деньги на перелёт в другую страну, на клинику там, на проживание... Я сейчас коплю на всё это, но пока не хватает, – признаётся он.

Серик обратился к нам в редакцию не за почкой, а за разъяснением. Почему де-факто торговля органами в Казахстане есть, а де-юре – всё запрещено? По мнению мужчины, если бы продажа органов в Казахстане была легальна, трат у больных почечной недостаточностью было бы гораздо меньше, а возможности стать здоровыми – гораздо больше. Но у медиков свой взгляд на ситуацию.

– Это бомба замедленного действия. Если каждый желающий начнёт продавать свои органы, то нельзя будет исключить вероятность преднамеренных неправомерных действий отдельных людей, преследующих цель получить органы на продажу. Возникнет обширный чёрный рынок органов, – считает Гани Куттымуратов.

С этим утверждением спорить трудно, но ведь и нынешнее положение, когда почки, печень и другие жизненно важные органы продаются в Интернете наравне с мобильными телефонами и пиццой, сложно назвать нормальным. Разве это не тот же чёрный рынок? С той лишь разницей, что жаловаться на него некому – продажа органов в стране официально запрещена, а к объявлению в Интернете придраться сложно. Автор в случае чего может сказать, что продавал бараньи внутренности на куырдак, или же вообще откреститься от авторских прав на объявление.

– Скоро выйдет закон, согласно которому и желающие свои органы продать, и больные, желающие эти органы купить, будут нести ответственность. Нельзя в этом деле использовать коммерцию, – заверил нас Гани Куттымуратов.

Но что же делать с нехваткой донорских органов? Как отмечают эксперты, без слаженной работы всех медиков проблему не решить.

– Нам, как и во всем мире, надо развивать трупное донорство. Но тут, помимо морально-этических аспектов, следует учитывать медицинский. В качестве доноров подходят органы тех пациентов, которым поставлен диагноз «смерть мозга». Во всех областных центрах уже есть оборудование, которое способно поддерживать жизнедеятельность сердца и других органов до того времени, пока будет найден реципиент на здоровый орган. Но не хватает специалистов-медиков, которые смогли бы такую работу выполнять, – говорит Гани Куттымуратов.

Есть ещё одна проблема. По действующему законодательству, медицинский работник не может изъять здоровый орган из тела умирающего человека без согласия его родственников. А родственники не дают такого согласия не только из-за религиозных убеждений, но и из страха, что медик может «помочь» уйти из жизни будущему донору. Ну, не верит наш народ в честность людей в белых халатах, что тут сделаешь?

Гани Куттымуратов уверяет, что все опасения беспочвенны: во-первых, врач не имеет прямой выгоды от подобного рода операций, во-вторых, невозможно заранее знать, кому именно подойдёт тот или иной орган. Поэтому в трупном донорстве сначала находится донор, замеряются показатели анатомического дара и уже под эти параметры в базе данных ищется реципиент на имеющийся здоровый орган.

Программа активной пропаганды трупного донорства начата в Казахстане в 2012 году, но целый год активного пиара статистику пересадок органов особо не улучшил. Врачи уверяют, что нужно больше времени для того, чтобы поменять сознание казахстанцев. Но есть ли это время у таких, как Серик?

Текст: Анна ВЫПРИЦКИХ

Источник: Мегаполис