«Мёртвые души» по-казахстански
23.03.2013
В казахстанских поликлиниках кипят страсти, не уступающие по накалу зарубежным сериалам о медработниках. Только наших медиков волнуют вопросы, далёкие от любовных. Например, после того как столичный «Учебно-клинический центр «Стоматология» получил право зарабатывать деньги или, как раньше говорили, перешёл на хозрасчёт, часть коллектива перестала находить общий язык с руководителем. Группа сотрудников стоматологии обвиняет его в коррупции.
Рисунок Ибрагима КУБЕКОВА
ОН СЛИШКОМ МНОГО ЗНАЛ?
Бывший заведующий отделением Батихан Жидебаев и ещё восемь сотрудников утверждают, что врачей заставляют заполнять карточки на несуществующих пациентов – якобы этим «мёртвым душам» ставили пломбы или вырывали зубы. Делается это для того, чтобы побольше денег из госбюджета освоить, говорит Жидебаев.
– С меня стали требовать сдавать вне кассы 150 000 тенге в месяц. Потом повысили ставку этого «левого» плана до 300 000 тенге, – говорит он.
А после того как заведующий возмутился такими порядками, его уволили, продолжает Жидебаев, причём когда он находился на больничном с инфарктом.
– Сначала меня понизили в должности: из заведующего отделением я снова стал врачом-стоматологом. Потом против меня начали настраивать коллектив, – рассказывает Батихан Жидебаев.
Он считает, что оказался в немилости потому, что обратился с заявлением в прокуратуру и финансовую полицию о коррупционных действиях в стоматологии.
– Я, как честный гражданин Казахстана, который выполняет указание президента повсеместно бороться с коррупцией, сдал в финансовую полицию более 3000 карточек пациентов нашей стоматологии. По этим карточкам можно рассчитать, какие услуги и по какой цене пациентам были оказаны, и выяснить, сколько из них фальшивых. А такие «мёртвые души» уже есть. В ответ руководство стоматологии решило избавиться от меня и уволило, – объясняет Жидебаев.
Его коллеги уверены, что предприятие было выкуплено и стало ТОО незаконно.
НЕВИНОВАТЫЕ МЫ – ОН САМ УШЁЛ
Директор стоматологии Аслан Жангереев опровергает все обвинения в свой адрес.
– У нас вся документация в порядке, всё прозрачно, всё законно, – заверяет он.
Директор опровергает и заявление о том, что государственное предприятие было незаконно выкуплено в частную собственность. По его словам, в 2008 году предприятие шло к банкротству, оказалось под риском закрытия. Однако коллектив удалось отстоять. В прошлом году, после долгой бумажной волокиты и разбирательств, наконец было получено согласие Антимонопольного агентства на реорганизацию путём преобразования в ТОО со стопроцентным участием государства. И единственным учредителем стоматологии сейчас является акимат Астаны, говорит он. При этом, продолжает Жангереев, не менее 50% доли государственного участия акимата подлежит передаче в конкурентную среду. И добавляет: в столице уже, как минимум, четыре медучреждения перешли на такую форму работы в рамках модернизации медсферы.
– Это движение к рыночной экономике в медицине. Хотя господин Жидебаев, вероятно, полагает, что я сам это придумал и сделал, чуть ли не сам выкупил. Было бы, честно признаюсь, меньше головной боли, если бы мы остались государственным предприятием. Мы погасили все долги, сейчас рентабельны, наши врачи получают хорошую зарплату, в 2–3 раза выше, чем частники. Нам Антимонопольное агентство дало право сократить половину персонала для повышения рентабельности, однако мы не сокращали никого. Нас и финпол, и прокуратура уже проверяли в прошлом году, всё было правильно, – рассказал во время телефонной беседы Аслан Жангереев.
Что касается обвинения в незаконном увольнении, то, по его словам, бывший завотделением просто не появлялся на работе, а больничный ему открыли задним числом.
А ДЕЛО УЖЕ ОТКРЫТО
В свою очередь Батихан Жидебаев принёс в редакцию заключение из департамента труда, занятости и социальной защиты населения, куда он обратился с жалобой. В документе говорится: «Жидебаев был уволен с нарушениями трудового законодательства, и руководству стоматологии надлежит принять его на работу, продлив трудовой договор бессрочно».
Директор стоматологии парирует: в департаменте разрешили рассмотреть эту ситуацию на согласительной комиссии, поскольку жалобы на Жидебаева всё-таки были. Позже комиссия, в которую вошли специалисты из самого департамента, дала указание на увольнение, отмечает он.
– Да, я получил жалобу на качество моей работы якобы от моего пациента, хотя в итоге выяснилось, что на приёме у меня в последний раз человек был полтора года назад. Это всё было сфальсифицировано намеренно, – ответствует Жидебаев.
В управлении здравоохранения Астаны, куда мы обратились с просьбой прокомментировать конфликт, ответили, что в прошлом году к ним действительно поступала коллективная жалоба на несанкционированный сбор средств в поликлинике, однако служебная проверка эти факты не подтвердила. А в финансовой полиции Астаны сообщили: по результатам доследственной проверки следственное управление уже возбудило уголовное дело по статье 176 «Присвоение или растрата вверенного чужого имущества», ведётся расследование. «Мегаполис» тоже будет следить за развитием ситуации, потому что проблема «мёртвых душ» и приписок в отечественной медицине, активно осваивающей бюджетные деньги, стоит более чем остро.
Текст: Ярослава НАУМЕНКО
Источник: Мегаполис