Трудоголизм – это звучит вредно
15.03.2013
На работе люди сгорают как в буквальном смысле, так и в переносном. И если первое случается нечасто, то профессиональное выгорание имеет все шансы в будущем стать таким же распространённым заболеванием, как ОРВИ.
На Западе с его бешеным ритмом жизни тема профессионального выгорания и, как следствие, дауншифтинга возникла уже давно. Внимание российских психологов данная проблема привлекла в середине 90-х. Проблема профессионального выгорания в Казахстане стала изучаться врачами и психологами в последние семь лет. Что такое профессиональное выгорание, кто ему подвержен, что делать для его профилактики, «Мегаполису» рассказала ассистент кафедры интернатуры и резентуры по психиатрии и наркологии Казахского национального медицинского университета им. С.Д. Асфендиярова, доктор медицинских наук, Лаззат БАЗАРБАЕВА (на фото).
– Что такое профессиональное выгорание?
– В последнее время все говорят о сумасшедшем ритме жизни. Во всех организациях трудятся молодые кадры, готовые «сворачивать горы», но не умеющие отдыхать. С раннего детства ни школа, ни родители не прививали им понятие «режим труда и отдыха», понятие «психогигиена труда». В результате мы столкнулись с ещё одной разновидностью зависимости – трудоголизмом. К врачам всё чаще стали обращаться пациенты с жалобами на бессонницу, нарастающую раздражительность, депрессии. Несмотря на попытки самих пациентов и врачей облегчить тяжёлое физическое и эмоциональное состояние, продолжают нарастать и утяжеляться симптомы заболевания, которое в наше время называют профессиональным выгоранием и которое стало одной из актуальных проблем развития личности профессионала – специалиста социальной сферы.
Профессиональное выгорание – это совокупность негативных переживаний, связанных с работой, коллективом и всей организацией в целом. Нередко оно проявляется у специалистов, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми, протекает на фоне постоянного стресса. В настоящее время феномен профессионального выгорания определяется как состояние физического, эмоционального и умственного истощения, которое затрагивает личность в целом, разрушает её и оказывает негативное влияние на эффективность при профессиональной деятельности.
– Когда об этой проблеме заговорили в нашей стране?
– Проблема профессионального выгорания в Казахстане стала изучаться врачами и психологами в последние семь лет. Рост актуальности говорит о том, что факторов напряжённости в профессиональной деятельности становится всё больше. Люди, достигшие многого, перегорают, не успевая за тем ритмом, который диктуют им общество и работодатель. Все прекрасно понимают, что профессиональное выгорание является осознанным выбором зрелого человека, и, в конечном итоге, «выжатые лимоны» должны понимать, что спасение утопающего – дело рук самого утопающего. Ко мне в настоящее время стали обращаться молодые люди, которые работают на последнем вдохе и совершенно не имеют понятия о психогигиене здоровья, о биоритме организма, о бережливом отношении к своей биоэнергетике, о био-, психо-, духовно-социальной модели жизни.
– Насколько это актуально сегодня для Казахстана?
– Население нашей республики в течение последних двадцати лет переживало множество социально-политических преобразований. Происходят большие структурные изменения как на микросоциальном, так и на макросоциальном уровне в обществе. Темп жизни стал «бешеным». В народе появились крылатые выражения типа: «Заснул, проснулся – Новый год», появилось общение по принципу «телеграфного» стиля. Но всё это лишь отражает общую картину повседневной жизни людей, имевших советский менталитет, принявших стиль новой политико-социальной формации, но при этом не подготовивших своё мировоззрение, не усвоивших понятия «гигиена жизни». Стремление людей достичь высокого уровня жизни так или иначе привело нас к необходимости изучать данную проблему. Настало время проводить мощную психолого-просветительскую и психогигиеническую работу.
В ЗОНЕ РИСКА – ВРАЧИ И УЧИТЕЛЯ
– Кто в первую очередь подвержен профессиональному выгоранию?
– Наиболее подвержены синдрому выгорания женщины 40-50 лет, а также мужчины этого же возраста, никогда не состоявшие в браке. Как правило, это ответственные и добросовестные работники, имеющие высокий уровень образования, высокий уровень чувствительности и тревожности, низкую личностную выносливость и заниженную самооценку. Нередко выгорание обнаруживается и у молодых работников. Склонность молодых к выгоранию объясняют эмоциональным шоком, который они испытывают при столкновении с действительностью, часто не соответствующей их ожиданиям. Вот почему многие социальные работники, педагоги, воспитатели интернатных учреждений начинают испытывать синдром уже через 2–4 года после начала трудовой деятельности. Наиболее склонны к выгоранию педагоги, социальные работники и медики. Представители этих профессий чаще всего имеют дело с человеческими проблемами, несущими в себе значительный отрицательный эмоциональный заряд. С наибольшей вероятностью выгорание возникает у работников с высоким уровнем притязаний, считающих свою работу высокозначимой и общественно полезной. Люди, «сгоревшие» на работе, как правило, начинают трудиться, имея высокие идеалы и самые лучшие намерения. Есть целый ряд профессий, которые чреваты таким синдромом. Вот некоторые из них: врачи, учителя, психологи, кадровые специалисты, PR-специалисты всех мастей, секретари всех уровней и рангов, сотрудники правоохранительных органов, менеджеры по продажам и многие другие.
– Каковы симптомы профессионального выгорания?
– Есть несколько симптомов, на которые стоит обращать внимание. Во-первых, это снижение мотивации: человек, который ещё вчера «горел» работой, стремился к успехам, вдруг теряет всякие стимулы; снижается эмоциональный тонус, пропадает желание выходить из дома, и приходится в буквальном смысле заставлять себя выбираться из постели. Часто встречается депрессивный фон. Существуют и симптомы, связанные с обострением хронических заболеваний: ранее человек мог управлять ими, поддерживать свое психическое и физическое здоровье – и вдруг они дают о себе знать. Также показательна эмоциональная нестабильность: в один момент человек чувствует прилив энтузиазма и способен свернуть горы, но затем негатив одерживает верх, причём на протяжении дня эти пики и спады могут наступать несколько раз. Наличие даже одного из признаков говорит о том, что выгорание уже начинается. И чем больше таких признаков – тем сильнее нужно беспокоиться.
– Как протекает болезнь?
– Развитию этого состояния способствует необходимость работы в однообразном или напряжённом ритме, с эмоциональной нагрузкой при взаимодействии с трудным контингентом. Способствует этому и отсутствие должного вознаграждения (не только материального, но и психологического) за выполненную работу, что заставляет человека думать, что его работа не имеет ценности. Как любое болезненное расстройство, данная патология имеет как свои клинические признаки, так и стадии заболевания. Первая стадия отличается приглушением эмоций, появляется неудовлетворённость собой, либо, наоборот, появится нечувствительность к вещам, которые привычно вызывали у пациента острую реакцию. В зависимости от рода деятельности, интенсивности нагрузок и психологических особенностей первый этап профессионального выгорания может длиться от 3 до 5 лет. Вторая стадия – появляется чувство загнанности в клетку, негативные чувства к коллегам и пациентам, неадекватные эмоциональные реакции, интерпретируемые партнёрами как неуважение к ним. Наряду с этим отмечается упрощение профессиональных обязанностей, хотя интеллект и навыки сохраняются, но при пустом взгляде и холодном сердце. Эта стадия в зависимости от множества факторов может длиться от 5 до 15 лет. Третья стадия не случайно именуется стадией истощения – нет больше эмоций, сил, воли. При этом как бы продолжается работа, но «на автопилоте». Отмечается резкость суждений, озлобленность, грубость, осуждение бывших профессиональных ценностей, отстранённость. Появляются первые психосоматические симптомы: головные и спинные боли, бессонница, апатия, депрессия, тошнота, а затем присоединяются любые психосоматические болезни, появляется обжорство или анорексия. В результате психосоматических причин начинает снижаться иммунитет, проявляются заболевания желудочно-кишечного тракта, различные дерматиты, начинает давать сбои эндокринная система. Длительность этой стадии может затянуться на 20 лет.
«Сгоревшие» работники начинают испытывать гнев, фрустрацию и отчаяние. Они могут срывать эти чувства на людях, которым должны помогать, или сдерживать свои эмоции, ведя себя холодно и отстранённо.
МЕТОДЫ БОРЬБЫ
– Путают ли профессиональное выгорание с какими-либо заболеваниями?
– Сейчас множество пограничных психических и поведенческих расстройств. Отдельно самостоятельно существует целый ряд психосоматических расстройств, проблем, связанных с расстройствами иммунной системы, которые диагностируются врачами-интернистами. По отношению к этим больным проводится в основном медикаментозно-симптоматическое лечение. Но не решаются вопросы поиска, где же происходит потеря жизненной энергии. Не решаются вопросы личностно-психологических проблем и принятия конструктивных решений по поводу возникшего эмоционального выгорания.
– Лаззат Ермурзаевна, возможно ли на ранних стадиях самостоятельно избавиться от синдрома профессионального выгорания?
– Есть несколько методик, позволяющих скорректировать и даже нейтрализовать синдром. На ранних стадиях возможна коррекция без привлечения психологов и без специальных медицинских средств.
Один из приёмов – медленно сосчитать вслух до пяти. За эти пять счетов вы должны во что бы то ни стало избавиться от агрессивности, уныния, страха, тревоги. Только на пять секунд вы позволяете себя полностью захлестнуть эмоциям – и далее вы опять спокойны, собранны и готовы к борьбе. Не забывайте, что без полноценного отдыха полноценная работа невозможна. Дополнительно могу посоветовать, например, утреннюю пробежку. Физическая усталость «вышибает» умственную. Вообще физическая нагрузка – это панацея почти от всех бед и лекарство от всех душевных травм. Нагрузка может быть любой: кому-то больше подойдёт йога и медитация, кому-то – современные танцы, либо пешие прогулки. Всем этим подходам раньше всё население страны обучали почти что с пелёнок, и в советские времена это называлось режимом труда и отдыха. Подойдут и самые простые способы – их достаточно много, и они доступны любому. Просто подойдите к окну и посмотрите, что там происходит, сфокусируйте внимание сначала на отдалённых, а затем на ближайших объектах. Постарайтесь думать только о том, что вы воспринимаете прямо сейчас – небо, деревья, идущие люди, проезжающие машины. Нередко на подсознательном уровне люди снимают напряжение с помощью личных вещей на рабочем столе. Это могут быть фотографии близких, предметы, отражающие хобби человека, или заставка на мониторе, связанная с мечтой или приятными воспоминаниями. Также важно в тяжёлые моменты, в периоды усталости побыть наедине с собой.
– Что нужно делать для профилактики выгорания?
– Необходимо отметить, что существует категория людей, которая меньше подвержена синдрому профессионального выгорания, и их физическому и эмоциональному здоровью такая проблема наносит наименьший вред. Во-первых, это касается людей, которые целенаправленно заботятся о своём здоровье и тщательно следят за своей физической формой. Также сюда можно отнести людей, которые имеют достаточно высокую самооценку и уверенность в своих умениях, навыках и способностях. Профессиональному выгоранию в меньшей степени подвержены те люди, которые могут проявлять гибкость в стрессовых ситуациях. Такие личности зачастую отличаются высокой подвижностью, коммуникабельностью, открытостью, самостоятельностью и умением решать проблемы, полагаясь исключительно на себя. Умение поддерживать оптимистические взгляды относительно себя и своего окружения – также отличная профилактика синдрома профессионального выгорания.
Избежать выгорания можно, если научиться реалистично подходить к своей работе, ставить перед собой разумные цели, стараться отделить личную жизнь от работы и содействовать изменению характера или организации своей работы.
ДОРОГА К ПСИХОТЕРАПЕВТУ
– К какому специалисту необходимо обращаться, если человек заметил у себя признаки профессионального выгорания?
– Конечно, можно и к психологам. Но необходимо отметить, что чаще всего при профессиональном выгорании необходимо медикаментозное лечение и грамотное проведение психотерапевтических методик. Поэтому помощь врача-психотерапевта обязательна.
– Знают ли о профессиональном выгорании на уровне первичной медико-санитарной помощи?
– При подготовке студентов – интернов в медицинских вузах Казахстана при прохождении занятий по психиатрии и наркологии ввели обязательное изучение понятия «синдром эмоционального выгорания». Поэтому врачи на уровне ПМСП стараются чаще всего снять самый тяжёлый симптом, такой как, например, колебания артериального давления, и рекомендуют консультацию невропатолога. Но наше население, особенно мужская половина, не готово прибегать к помощи психотерапевта, считая: «Я сам создал проблему и сам её решу». В то же время они готовы обращаться за помощью к знахарям и гадалкам и упускают важное время для коррекции личностных проблем, выявления зоны личностных форм реагирования и стереотипов поведения или лечения симптомов депрессивного регистра.
– К чему может привести игнорирование симптомов профессионального выгорания и самолечение?
– Игнорирование симптомов профессионального выгорания может привести ко многим видам сбоя работы всего организма или отдельного органа по типу «где слабо, там и рвётся». К ним могут быть также отнесены невроз и психосоматические заболевания. Или же, например, многие девушки в итоге получают анорексию, а молодые люди приобретают устойчивую неврастению и раннюю гипертонию, инфаркт. Я уж не говорю о самолечении! Это полное безобразие: как производится лечение народными средствами, собственными усилиями и каков результат всех этих усилий – ещё большее усугубление симптоматики и хронификации болезни. Быть может, стоит снизить уровень требований к себе и хотя бы на какое-то время перестать соревноваться с конкурентами и становиться жертвой безграмотно организованных условий работы?
Текст: Анастасия ЦИРУЛИК
Источник: Мегаполис