Бумагу мне, бумагу...

15.03.2013

Клятва Гиппократа, похоже, захлебнулась в должностных циркулярах. Это мое личное мнение, но, уверен, выражающее точку зрения всех медиков страны.

Казалось бы, недавно общество с воодушевлением восприняло очередную инициативу Минздрава под широко разрекламированной вывеской «Десять шагов навстречу больному». Наконец-то, выдохнули пациенты, медицина к нам повернулась лицом. Но… клятва Гиппократа неожиданно оказалась плененной, кто бы мог подумать, бумажным водоворотом.

Факты? Пожалуйста. В Кокшетауской горбольнице 11 хирургов с высокой квалификацией – показатель для республиканского уровня достойный. Захожу намедни в ординаторскую и попадаю... в компьютерный класс. Врачи, в том числе заведующий отделением, усердно выполняли установки Минздрава, напоминая собой начинающих программистов. Молча кивнув, отвечая на мое «здравствуйте», люди в белых халатах, хирурги, цвет и гордость отечественного здравоохранения, вновь прильнули к мониторам. Никому не хотелось брать задание на дом, поэтому спешили уложиться в составление плановых и текущих отчетов в рабочее время, тратя на это по несколько часов. Мысли о больных? Они улетучились после врачебного обхода или окончания операции. Их место заняли другие, за неисполнение которых стружку с них снимали бы, как за летальный исход.

По моей просьбе одно уважаемое лечебное учреждение на условиях анонимности (иначе головы не сносить) предоставило обязательный перечень отчетов и информации. Число «345» лично меня повергло в шок. Именно столько отчетов за минувший год ушло в вышестоящие и контролирующие организации. Среди «заказчиков» областное управление здравоохранения, республиканский центр развития здравоохранения, облбольница, Комитет по оплате медуслуг, СЭС, консультативно-диагностическая поликлиника, центр крови, СПИД-центр, прочие.

Огромная бумажная нагрузка приходится на педиатров. Им указано «родить» в течение 12 месяцев 64 отчета. За ними следуют терапевты, хирурги, гинекологи. Кому можно по-доброму в такой ситуации позавидовать, так это стоматологам. Один отчет за год – все, что от них требуется. Отечественная стоматология процветает и здравствует, действительно идя навстречу пациентам.

Отчеты ежемесячные, квартальные, полугодовые, годовые, потом опять ежемесячные – запутаться можно, рассказывал главный врач ЦРБ из СКО. Руководство, спуская директиву вниз, указывает: предоставить информацию к 17.00, 15.00 и так далее. И не просто предоставить, той же электронной почтой, а явиться лично, например, заведующему отделением и доложить о ситуации на вверенном участке. Расстояние в 200–300 км ретивых чиновников от медицины не останавливает. Приказано быть, значит, надо быть!

Больным же во время бюрократических отлучек уготована сиротская роль. Сутки, а то и более они не видят своего лечащего доктора.

С приходом электроники в лечебное делопроизводство появились и позитивные моменты. Ушла необходимость вчитываться в бумаги, написанные неразборчивым почерком врачей. Второе: в памяти компьютера надежно хранится любой документ, готовый для электронной транспортировки по любому адресу. И если б не неудержимое ведомственное увлечение бумаго творчеством, создающее почву для бюрократизма, за что Минздрав критикует Глава государства, нуждающиеся в медпомощи люди, наверное, смогли бы почувствовать на себе реформы в здравоохранении. На практике выходит, как в том анекдоте, когда лечебная сфера на всех парусах стремится приблизиться к больному, все дальше отдаляясь от него.


Александр КУЗЕННЫЙ

Источник: Казахстанская правда