Первая ласточка
14.02.2013
В Казахстане открылось отделение, специализирующееся на судорожных состояниях
Первое и пока единственное в стране отделение органических расстройств и пароксизмальных состояний появилось в Республиканском научно-практическом центре психиатрии, психотерапии и наркологии в Алматы.
Проще говоря, это отделение специализируется на судорожных состояниях или эпилепсии. Людей с подобным заболеванием в нашей стране тысячи. Конечно же, получать специализированную медицинскую помощь в Казахстане они могли и раньше, но сейчас у них есть возможность лечиться у узконаправленных медиков, специально прошедших обучение и повышение квалификации.
– Я недавно побывал в Санкт-Петербурге, – рассказывает директор Республиканского научно-практического центра психиатрии, психотерапии и наркологии, д.м.н., профессор, главный психиатр РК Сагат Алтынбеков. – Там большое отделение пароксизмальных состояний функционирует достаточно давно. И узнал, что туда очень часто приезжают на лечение пациенты из Казахстана. А ведь они едут туда лечиться исключительно на платной основе. И это недешевое удовольствие. А сколько у нас в стране людей, которые не могут себе такое позволить! И именно поэтому мы решили открыть такое отделение у себя. А в силу его специфики мы выделили под него отдельно стоящее двухэтажное здание.
Сейчас отделение, рассчитанное как минимум на 30 пациентов, уже функционирует. Врачи, которые будут принимать в нем пациентов со всей страны, проходят специальное обучение в SVS Клинике изучения эпилепсии, судорожных состояний и семейного мониторинга имени В. М. Савинова. Но уже сейчас здесь есть все необходимое как для диагностики, так и для эффективного лечения.
Как рассказал главный психиатр Казахстана, здесь оказывают помощь людям, больным эпилепсией и коморбидными эпилепсиями, пароксизмальными расстройствами, а также другими заболеваниями нервной системы, например, энцефалопатией, цефалгией и другими. В отделении разработана и проводится дифференциальная диагностика видов эпилепсии и эпилептических приступов и других пароксизмальных состояний при различных заболеваниях нервной системы и соматической патологии, сложных и спорных случаев. Кроме того, осуществляется комплексное обследование с целью уточнения этиологии приступов с подбором противоэпилептической терапии с учетом современных международных стандартов ведения заболевания, а также проводится терапия психических расстройств, коморбидных эпилепсий и других параксизмальных состояний.
По словам Сагата Алтынбекова, планы по развитию отделения и всей психиатрической системы страны у них грандиозные. В первую очередь это подготовка специалистов и открытие подобных отделений по всей стране.
Еще одна головная боль врачей – это социальная адаптация пациентов. К сожалению, в нашей стране к людям с эпилепсией относятся, мягко говоря, не однозначно. С таким диагнозом трудно устроиться на работу, потому что работодатели боятся взять на себя такую ответственность. Ведь приступ у больного может случиться в любой момент. Поэтому людям либо приходится скрывать такую информацию о себе на свой страх и риск, либо сидеть дома, на попечении родных и близких. И именно поэтому больные эпилепсией часто бывают оторваны от общества.
– Бывая на различных конференциях, посвященных этой проблеме, по всему миру, на них нередко приглашают известных людей, артистов, например, которые честно и открыто говорят о своем диагнозе. Они живут полной жизнью, работают, самореализуются. У нас, к сожалению, не так. Раньше, еще при Советском Союзе, существовала такая система, когда людей, больных различными психическими заболеваниями, в том числе и эпилепсией, трудоустраивали в цеха при клиниках. Люди приходили сюда, шили постельное белье, клеили конверты, собирали коробки или выполняли другую несложную работу. Они были под присмотром медицинского персонала, получали за свой труд деньги и при этом еще и общались между собой. Они жили в социуме! Сейчас, чтобы это возродить на законных основаниях, нам нужны две вещи. Во-первых, поменять форму собственности медицинских учреждений. И, во-вторых, добиться того, чтобы такой труд был освобожден от социального налога. Тогда такие цеха могут в наш век рыночных отношений быть рентабельными и конкурировать в плане цены на продукцию с частными фирмами.
Но пока все это только в планах. Врачи свой первый шаг навстречу людям сделали.
Юлия ЯМПОЛЬСКАЯ, Алматы
Источник: Литер