Перестройка отношений

14.02.2013

Психиатрическую службу в Казахстане ждут кардинальные перемены



В настоящее время здравоохранение в Республике Казахстан переживает большие преобразования. Это касается системы образования и развития кадрового потенциала и, конечно, качества услуг.
Коснулись эти реформы и психиатрической службы республики. О новшествах и изменениях в этой медицинской сфере мы решили поговорить с главным внештатным психиатром Министерства здравоохранения РК, директором «Республиканского научно-практического центра психиатрии, психотерапии и наркологии», д.м.н., профессором Сагатом Алтынбековым.

ЛИТЕР-Неделя: Сейчас вопросы, касающиеся защиты прав лиц с ограниченными возможностями, в том числе лиц с ментальными нарушениями, обсуждаются повсеместно. Сагат Абылкаирович, а что реально делается в этом плане в Казахстане?
С.А.: Казахстан уже ратифицировал ряд международных документов, касающихся прав граждан. К ним относятся, например, Конвенция ООН по правам инвалидов, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и другие.
В связи с чем казахстанское законодательство было приведено в соответствие с международными документами. И на сегодняшний день я могу утверждать, что с правовой точки зрения, в части соблюдения прав лиц с психическими расстройствами в медицинских организациях, оно уже приведено в соответствие с международными документами.
Но это является только первым шагом на пути к проведению полномасштабных реформ в области службы психического здоровья.

ЛИТЕР-Неделя: Что вы можете сказать о психиатрической службе сейчас и что вообще сделано на сегодняшний день?
С.А.: Вкратце я хочу сказать, что психиатрическая служба в Казахстане развивалась на основе советского здравоохранения, при этом врач-психиатр мог не стремиться к достижению консенсуса с пациентом, он брал на себя ответственность за качество помощи и исход лечения, информированное согласие носило второстепенный характер. Это так называемый патерналистический принцип, то есть директивный метод оказания помощи.
Широко использовались круглосуточные стационары с длительной изоляцией пациентов, часто приводившие их к утрате социальных связей, профессиональных навыков и социальной дезадаптации.

Доверие к психиатрам со стороны общества, к сожалению, низкое из-за шлейфа советского времени – времени ограничений и возможных последствий психиатрического диагноза. Как результат: к врачам-психиатрам обращаются в основном при выраженной психической патологии, а при пограничной патологии – значительно реже.
В последнее время такие подходы начали меняться. И сегодня разработаны варианты по деинституализации службы психического здоровья, то есть приближение ее к потребителям, формирование ин-тегрированных в общемедицинскую сеть структур, кабинетов, снижение коечного фонда круглосуточных стационаров длительного пребывания.
Так, в первичной медико-санитарной помощи открыты отделения профилактики и социально-психологической помощи. Для них дополнительно введены 694 штатные единицы психологов, 2165 социальных работников, на которых возложено оказание психосоциальной помощи и коррекции. Таким образом, это абсолютно новая структура на уровне ПМСП, которая уже получила развитие и оказывает помощь. Так, только за 10 месяцев 2012 года в Казахстане было проведено более 230 тысяч консультаций по медико-социальным проблемам, почти 6,5 тысячи тренингов, в которых участвовало более 91 тысячи человек.


ЛИТЕР-Неделя: Что еще вы планируете изменить в будущем?
С.А.: Сейчас готовится Отраслевая программа по психическому здоровью, которая соответствует Хельсинской декларации 2005 года. Ее основные задачи – это совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы охраны психического здоровья населения; обеспечение доступности психиатрической, психотерапевтической и медико-психологической помощи для всех слоев населения, и особенно на селе; переход от преимущественно медицинской модели психиатрической помощи к биопсихосоциальной ее модели; оказание психиатрической, психотерапевтической, медико-психологической помощи в наименее стесненных условиях, приближение ее к потребителям, формирование от-крытых, интегрированных в общемедицинскую сеть структур; а также приоритетное развитие внебольничной психиатрии, психотерапии и медицинской психологии.


В результате реализации данной отраслевой программы во всех регионах откроются структуры, наделенные новыми задачами и функциями, отвечающими биопсихосоциальной модели психиатрической помощи. Я бы хотел коротко остановиться на некоторых из них.
Например, дневные стационары. Они по функциональным задачам будут значительно отличаться от ныне существующих. Мы надеемся снизить явления госпитализма, то есть уйти от «привыкания к стационарному лечению». Вместе с тем мы хотим добиться снижения числа госпитализаций. Например, по данным ВОЗ, при адекватной работе дневных стационаров уровень госпитализаций может достигать порядка 20,9 процента. Еще одна наша задача – это сокращение длительности лечения в круглосуточном стационаре до 7–21 дня. Ну и конечно, нельзя забывать о медицинской реабилитации и профилактике обострений (вторичная профилактика). Также важна первичная подготовка реинтеграции человека в общество. Это уже третичная профилактика. И все это приведет к снижению затрат на лечение психических больных, то есть к экономии государственных средств. При адекватном функционировании дневных стационаров снижение затрат по данным ВОЗ составляют от 20 до 36,9 процента.
Еще одно новшество – это психореабилитационные подразделения или центры. В Казахстане в психиатрических организациях такой структуры не существует. А их необходимо организовывать для взрослых, детей и подростков. Для полного охвата необходимо открытие таких подразделений при всех психиатрических организациях.


Структура их будет представлена следующим образом: консультативная помощь психиатра; лечебно-трудовые мастерские, разделенные по группам, например, швейный цех, токарный цех, склейка конвертов, парники и т.д.; группа производственного обучения; коррекционно-образовательное подразделение; группа психологической поддержки и психотерапевтическая помощь; а для детско-подросткового возраста игровые залы, воспитательная работа. Еще одно направление – это так называемое «жилье под защитой» с интенсивной помощью для пациентов, утративших социальные связи, которым постоянно требуется медицинская помощь, при психиатрических организациях.
Ну и, конечно, в Казахстане необходимо «жилье под защитой» для инвалидов, не нуждающихся в постоянном медицинском наблюдении, но которым необходимы различные социальные услуги, утративших социальные связи, а также нуждающихся в сохранении личной независимости. Тут надо понимать, что из-за своего тяжелого психического расстройства инвалиды нуждаются в длительной медицинской и социальной поддержке на дому. В связи с отсутствием такой помощи со стороны, в первую очередь, родственников они вынуждены долгое время находиться в больницах по «социальным показаниям». Ведь у нас примерно 10-20 процентов коечного фонда «блокировано» такими пациентами, становящимися все более беспомощными и закрытыми от повседневной жизни. Держать взаперти месяцами и годами человека за то, что ему некуда идти, негуманно и дорого.
Поэтому нам нужны стационары на дому. В развитых странах мира, например, в Канаде, Великобритании, Италии, Испании и т.д., там, где лечебная сеть работает в условиях жестких финансовых ограничений, добились резкого сокращения расходов на стационарное обслуживание путем развития сети отделений краткосрочного пребывания и стационаров на дому.
Любой пациент, страдающий психическим заболеванием, имеет право на оказание психиатрической помощи на дому, в том числе как альтернативу лечению в психиатрическом стационаре. В стационаре на дому создаются все условия для плодотворного лечения, ухода в условиях, в которых пребывает пациент, то есть в «своем» микросоциуме.

Кроме того, мы хотим внедрить в Казахстане мультидисциплинарные бригадные формы обслуживания. Опыт ведущих психиатрических организаций в мире показывает, что реабилитация тяжелых контингентов больных с длительной утратой трудоспособности и выраженной социальной дезадаптацией бывает эффективной, если реабилитационные программы интенсивны, непрерывны, длительны по времени и проводятся координировано в рамках многопрофильной службы.
Вследствие чего необходимы разработка и внедрение биопсихосоциальной модели оказания психиатрической помощи и психосоциальной реабилитации, направленные на каждого пациента. Эта модель должна включать в себя целый комплекс мероприятий. И в них, помимо лечащего врача-психиатра, принимают участие психолог, специалист по социальной работе, средний медицинский персонал, которые получили дополнительную подготовку.

Кроме того, использование мобильных бригад будет способствовать активному выявлению лиц, не способных или не желающих посещать специализированные центры, и позволит предоставить им эффективную медико-социальную помощь.
На сегодняшний день в Казахстане, к сожалению, отсутствует комплексность в проведении патронирования инвалидов между социальными работниками и медицинским персоналом. А о необходимости данной меры можно судить по опыту Канады. Там принято, что пациент находится в психиатрической клинике лишь во время так называемого «эпизода», то есть острого психического состояния. Затем, если его здоровье улучшается, он возвращается в социум. И вот здесь большую роль в его адаптации играют специально обученные социальные работники. Они взаимодействуют не только с самим инвалидом, но и с его семьей, соседями, друзьями. Делают все, чтобы человек мог полноценно интегрироваться в обычную повседневную жизнь.

ЛИТЕР-Неделя: На Западе такая работа проводится в тесном контакте с неправительственными организациями. А как у нас обстоят с этим дела?
С.А.: Мы открыты для сотрудничества с НПО. В 2011 году был открыт общественный совет при нашем центре, куда вошли представители более 10 НПО по защите прав пациентов. Мы создали сайт www.ospz.kz, чтобы работа нашего совета была более понятна и прозрачна. Подписан ряд меморандумов о сотрудничестве. И ряд ключевых положений проекта Отраслевой программы были уже написаны совместными усилиями. Я хочу подчеркнуть: мы за конструктивный и полезный диалог. Мы будем очень рады, если после выхода этой статьи наш общественный совет расширится, и мы будем шире сотрудничать со всеми неравнодушными людьми.

Юлия ЯМПОЛЬСКАЯ, фото Константина КНЯЗЕВИЧА, Алматы

Источник: Литер