Рубен БОГИН: Реклама средств для выращивания новых волос – заведомая ложь

01.02.2013

Считается, что облысение – признак нездоровья. Но, как только эволюционный процесс подойдёт к тому, что 80% мужчин будут лысеть к детородному возрасту, обладателям шевелюры придётся бриться налысо, чтобы выглядеть как все. А пока медики и их пациенты активно борются с выпадением волос.

Как людей, страдающих облысением, обманывают в так называемых клиниках лечения волос, стоит ли использовать для борьбы с этой напастью народные средства, «Мегаполису» рассказал ведущий хирург американской клиники RUBENHAIR доктор Рубен БОГИН (на фото):

– Насколько актуальна проблема облысения?

– Если мы говорим только об андрогенной алопеции (самый распрострённый вид облысения. – Авт.), а она чаще всего становится причиной облысения у мужчин и у женщин, то статистика во всём мире одинакова вне зависимости от социально-экономического положения: 30% мужчин сталкиваются с этой проблемой в возрасте 30 лет, 50% – в возрасте 50 лет, 70% – в возрасте 70 лет. Женщины лысеют не меньше, но они лысеют позже. Они начинают лысеть несколько иначе, с пробора. И до менопаузы женщин оберегают от этой проблемы гормоны. Но в районе 40–45 лет женщины тоже начинают лысеть, появляется прорежение по пробору. Но женщины никогда не теряют все волосы, просто они становятся всё реже и реже. Считается, что к 50 годам 50% женщин сталкиваются с проблемой облысения.

На сегодняшний день из 100% косметики, почти 70% – продукты для волос и только 30% приходится на всё остальное. Поэтому судите сами, насколько проблема актуальна.

– Внешние факторы не становятся причиной облысения?

– На удивление нет. Ни курение, ни плохой воздух. Люди на Тибете лысеют так же, как и жители Нью-Йорка.

– Если возникают какие-то проблемы со здоровьем, то организм, мобилизуя силы, в первую очередь избавляется от того, без чего можно прожить: ногти, волосы.

– Это тоже виды облысения, но они, как правило, незаметны. Например, железодефицитная анемия – самая частая причина ухудшения состояния волос у молодых девушек. Сбрасывается 10–20% волос, и за счёт этого уменьшается потребность в кислороде. Или после операции – стресс, наркоз – сбрасывается часть волос. Но, как правило, после того как причина этой экономии исчезает, волосы вырастают. Это происходит не быстро, цикл волос на голове занимает 7–10 лет, но в течение года-полутора все волосы восстанавливаются.

Есть другие виды облысения, когда волосы сбрасываются практически сразу. Зачастую это связано с тяжёлыми заболеваниями. Здесь проблема в том, что от самого заболевания не так-то просто избавиться.

Но все эти виды облысения занимают не более чем 1,5%. 99% пациентов страдают именно андрогенной алопецией. И чаще всего в моём кабинете бывают люди именно с этим видом облысения.

– Есть случаи, когда вроде бы здоровый человек лысеет и волосы не растут. Это происходит на нервной почве?

– В любой стране полное внезапное облысение поражает примерно 0,5% населения. В основном женщин. Но эти люди всегда на виду, потому что это драматичное заболевание, очень быстро сбрасываются волосы. К сожалению, на сегодняшний день эта аутоиммунная патология не имеет лечения. Чаще всего болезнь приводит к исчезновению вообще всех волос на теле. Из-за этого заболевания и появились народные поверья про лук и чеснок. На коже есть клетки, отвечающие за распознавание свой/чужой, и иногда, если сбивается программа, они начинают воспринимать свои собственные клетки как чужие. Если это относится к волосяным луковицам, то выпадают волосы. Не за ночь, но достаточно быстро. Если клетка «перезагрузилась», то она «разрешает» луковицам расти. Но людям не свойственно ждать, и они начинают тереть голову луком, чесноком. И волосы как будто вырастают, хотя на самом деле заболевание прошло само. Иногда это связано со стрессом. Но точно никто не знает с чем.

– Без волос можно прожить. Стоит ли бороться с облысением?

30% мужчин сталкиваются с этой проблемой в возрасте 30 лет, 50% – в возрасте 50 лет, 70% – в возрасте 70 лет.

– В принципе это не совсем нормально. Волосы нам нужны. Опять же существует другое поверье. Если часто брить волосы, то они быстрее растут. Волосы нам нужны не столько для красоты или чтобы защищать нас от удара, а для того, чтобы поддерживать постоянную температуру крови в коже головы. Для того чтобы температура была нормальной не зависимо от окружающей среды, нам нужно примерно 1,5 см волос. И эти 1,5 см организм выращивает очень быстро. Примерно по 0,44 мм в сутки. Но люди видят, что эти первые см растут быстро и думают, что, если брить чаще, они и дальше будут расти быстрее.

– На облысении многие делают хорошие деньги, продавая разные средства.

– Многие мои пациенты пользовались всеми этими чудо-средствами для восстановления волос. Дело в том, что в Казахстане, как и в России, законодательно пока не запрещена реклама средств, которые «выращивают новые волосы». В США в 1975 году это было законодательно запрещено как заведомая ложь. Здесь в любой аптеке можно купить такое средство и не одно. У меня есть приятель экономист, и, по его словам, выпуск средства для выращивания новых волос – это тема для курсовой работы второго курса бизнес-школы, потому что нет ничего проще. Пациенты готовы верить во всё сверхъестественное. Ещё Гиппократ участвовал в производстве лекарств для выращивания волос. Он предлагал смешивать мочу молодого львёнка с помётом молодого носорога и мазать этим голову. Насколько я помню, когда давал клятву, его бюст был с лысой головой.

Нужно понимать, что эти средства не относятся к лекарственным препаратам. Нигде на упаковке не написано, что препарат одобрен Минздравом. Может быть рекомендовано каким-либо доктором, но это на совести доктора, которого чаще всего и не существует в реальности.

– Самый необычный метод самолечения, который вы встречали в своей практике?

– Я тогда ещё учился в резедентуре в США. В клинику писал письма пациент из России. Поскольку никто не говорил по-русски, пациент достался мне. Он считал, что облысение связано с тем, что мы прямоходячие: кожа на голове натягивается, сосуды пережимаются, питания волосам не хватает и они выпадают. Лечение заключалось в стоянии на голове. Он проводил эксперимент, каждый месяц отправлял свои фотографии. Год прошёл – и никаких изменений. Кровоснабжение на скальпе настолько хорошее, что его можно сравнить с кровоснабжением на ладонях или пятках. Нехватка питания волосам из-за плохого кровоснабжения – такая же легенда, как и то, что повышенный тестостерон становится причиной облысения, что луковички не исчезают, а уходят под кожу и там спят, как медведи в берлоге. И ведь люди верят.

– При облысении единственный выход – пересадка волос?

– На поздних стадиях, к сожалению, да. Луковички не появятся. У нас по всему телу есть пушковые волосы. Они никогда не станут толстыми, длинными, не будут расти. И на этом пушке существует огромное количество спекуляций в так называемых клинках для лечения волос. Они берут микроскоп и на мониторе показывают пушковые волосы. Если их раздражать, мазать какими-либо препаратами, прижигать, что-то ещё делать, они становятся чуть-чуть толще. Это путь в никуда. Пушковые волосы могут вырасти на сантиметр. И, как только раздражение пропадает, они возвращаются в нормальное состояние.

На ранних стадиях можно обойтись лекарственной терапией, но почему-то необходимые лекарства не продаются в нашей стране. Возможно, наша законодательная база не готова к тому, чтобы такая компания-производитель пришла на наш рынок.

– Пересаживаются только собственные волосы с затылка?

– Пока да. На затылке в два раза больше волос, чем в передней зоне, и в три раза больше, чем на макушке.

– После операции человек не боится мыть, расчёсывать волосы?

– Большинство пациентов сначала дрожит над ними, а через полгода привыкают.

Текст: Анастасия ЦИРУЛИК Фото: Олег СПИВАК

Источник: Мегаполис