Ограниченные действия

23.01.2013

Согласно программе развития образования, к 2020 году доля школ, создавших условия для инклюзивного образования, составит 70% от общего числа школ. Однако для чиновников основным индикатором качественного образования для детей с ограниченными возможностями в общеобразовательных организациях является наличие детей данной категории, а не условия их обучения.

Для того чтобы прояснить ситуацию с инклюзивным образованием в Алматы, мы встретились с Динарой Ешпановой, председателем общественного объединения «Общество поддержки детей с кохлеарными имплантантами и нарушенным слухом «Дыбыс». Её дочь Жансая была прооперирована в 2010 году и теперь учится во втором классе общеобразовательной школы.


№ 116. Два года назад мы писали о проблемах детей с кохлеарными имплантантами. Тогда Динара рассказывала, что после операции дети получили возможность учиться в обычной школе. Однако большинство прооперированных детей по-прежнему обучаются в специальных детских садах и школах для неслышащих и слабослышащих, так как после операции их речь и слуховое восприятие, к сожалению, не позволяют учиться в режиме инклюзии. Что-то с тех пор изменилось, но основная проблема не решена до сих пор.

– Решение проблем послеоперационной комплексной реабилитации отдано в ведение трёх министерств: образования и науки, труда и социальной защиты и здравоохранения, – рассказывает Динара Ешпанова. – Это привело к тому, что, несмотря на то, что государственная программа кохлеарной имплантации реализуется с 2007 года, отсутствует система комплексной социальной и медико-педагогической поддержки семей детей с кохлеарными имплантантами. Это приводит к тому, что, когда возникает какая-либо проблема у родителей, мы просто не знаем, в какое ведомство обратиться.

Например, в 2012 году члены ОО «Дыбыс» написали о своих проблемах во все три министерства. Минздрав направил к главному внештатному детскому сурдологу Еркежан Габбасовой. Еркежан Габбасовна давно работает с детьми с кохлеарными имплантантами, принимает участие в программе кохлеарной имплантации на базе РДКБ «Аксай», но решение социальных и финансовых проблем в масштабах республики не входит в её компетенцию.

Что касается Министерства образования, то оно просто прислало обыкновенную отписку – информацию о программе «Болашак», которая не имеет никакого отношения к детям с кохлеарными имплантантами. Министерство же труда и социальной защиты до сих пор хранит молчание.

– Мы очень рады тому, что в Астане в Республиканском детском центре реабилитации с января 2013 года наши дети могут проходить программы реабилитации раз в полгода в течение месяца. В центре созданы все необходимые условия для оказания комплексной коррекционно-развивающей помощи. Понятно, всех детей с кохлеарными имплантантами республики центр в Астане обслужить не сможет. Такие центры нужно открывать во всех областях. Кохлеарные имплантанты будут эффективны только тогда, когда наши дети будут обучаться в обычной среде. Пусть он плохо говорит или не говорит, но он должен быть в речевой среде. Реабилитационный центр один не справится, нужна помощь Министерства образования. Мы говорим об инклюзивном образовании. Две школы уже открыли в Алматы, а садика нет. Хотя начинать-то нужно с сада, как во всех развитых странах. В виде эксперимента четверо наших детей, в том числе моя дочь, пошли в обычную школу, но это инклюзия в кавычках, нужно ещё много работать. Недавно открыли при спецдетсаде якобы инклюзивную группу, где собрали наших детей и слабослышащих, опять же они или не говорят, или говорят плохо, а педагогов вообще нет. Это не инклюзия. Мы просили направлять по одному нашему ребёнку в обычные детсады. Нам привели весомый аргумент – не хватает мест даже для обычных детей. Открыли лет 50–60 назад спецсад, и ходите туда, – рассказывает Динара Ешпанова.

Дочка Динары учится во втором классе в одной из школ инклюзивного образования. У девочки есть подруги. Но не каждый обычный ребёнок выдержит такую нагрузку: занятия в обычной школе, занятия у логопеда, репетиторы, занятия дома с мамой.

Но не всё так плохо, члены общественного объединения «Общество поддержки детей с кохлеарными имплантантами и нарушенным слухом «Дыбыс» просили, чтобы при школах были открыты логопункты, которые не повредят и обычным детям. И уже примерно в 50 алматинских школах такие кабинеты появились, но и это тоже не инклюзия. Система помощи и реабилитации детям с кохлеарными имплантантами нуждается в тщательной доработке.

Текст: Анастасия ЦИРУЛИК

Источник: Мегаполис