Под угрозой быстрого питания
23.01.2013
Казахстанские медики в очередной раз взялись за вредную пищу. На этот раз предложено ввести запрет на рекламу фастфуда и газированных напитков в дневное время, чтобы обезопасить наших детей от пагубного влияния этой продукции.
Понятие «фастфуд» сегодня, наверное, знакомо каждому. Многие из нас хоть раз в жизни пробовали эту продукцию. Сам фастфуд, что в переводе с английского означает «быстрая еда», возник очень давно, когда человечество только научилось перекусывать на ходу, но вот индустрия быстрого питания, в которой сейчас крутятся миллиарды долларов, существует чуть менее 100 лет. Свое начало она берет в американском Канзасе, где в 1921 году открылась небольшая компания по производству гамбургеров. Диковинная и сытная продукция быстро завоевала популярность. И спустя почти сто лет миллионы людей по всему миру ежедневно потребляют эти самые гамбургеры, а вместе с ними хот-доги, чипсы, сухарики, донеры и запивают это любимыми газированными напитками. Неудивительно, что фастфуд наиболее популярен среди жителей мегаполисов. Быстрый ритм современной жизни диктует необходимость быстрого питания. Казалось бы, ничего страшного в этом нет: такая еда калорийна, вкусна и полезна, как зачастую уверяют нас ее производители, рассказывая о многочисленных витаминах, содержащихся в чипсах и сухариках. Но, несмотря на это, медики всего мира с завидным постоянством убеждают нас во вреде такого питания.
Итак, чем же опасен фастфуд? Во-первых, той самой высокой калорийностью, которая считается одним из достоинств данной продукции, поскольку позволяет человеку быстро насытиться. Дело в том, что фастфуд содержит большое количество так называемых трансжиров, которые не усваиваются организмом. Во-вторых, консервантами и усилителями вкуса, в частности запрещенным во многих странах глутаматом натрия, который воздействует на вкусовые рецепторы, в результате вкус продукта кажется намного интенсивнее, чем он есть на самом деле. Это вещество в обилии содержится в чипсах и других продуктах, имитирующих вкус чего-либо: соленых сухариках, бульонных кубиках. Кроме того, фастфуд отличает обилие соли и всевозможных специй. Для взрослого человека все эти компоненты при регулярном употреблении чреваты серьезными проблемами со здоровьем: ожирением, сахарным диабетом, сердечно-сосудистыми заболеваниями и даже, как недавно выяснили эксперты Нью-Йоркского психиатрического института, патологиями нервной системы. Детям же, уверяют медики, такое питание вообще строго противопоказано.
- В первую очередь, трансизомерные жирные кислоты приводят к ожирению. Если говорить о детях, то у жировых клеток высокая генетическая память, и предрасположенность к ожирению сохраняется на всю жизнь. Кроме того, снижается иммунитет, нарушается работа такого фермента, как цитохром С, который обезвреживает канцерогены и лекарственные токсины. Все эти нарушения влияют на умственные способности ребенка, у них возникают гастриты, холециститы и даже язвенная болезнь, - говорит кандидат медицинских наук, доцент кафедры нутрициологии КазНМУ им. Асфендиярова Елена Ушанская.
Такого же мнения придерживается директор Алматинского городского центра формирования здорового образа жизни Гульсара Сулейменова:
- Детский организм растет, его желудок не приспособлен к нашему питанию. Поэтому мы и говорим, что детей фастфудом кормить нежелательно.
Наша задача, в первую очередь, запретить продажу фастфуда в образовательных учреждениях.
Что касается очень популярной среди детей газировки, то ее употребление вместе с фастфудом чревато еще большими проблемами.
- Обычная пища переваривается приблизительно три часа, а когда человек ест фастфуд, то, как правило, он запивает его колой, и пища эвакуируется из желудка уже через сорок минут. Соответственно, вновь возникает чувство голода. Кроме того, в газированных напитках много скрытых калорий. В одной литровой бутылке колы или другого газированного напитка содержится примерно пятнадцать ложек сахара, - предупреждает Елена Ушанская.
Для того, чтобы ограничить потребление маленькими казахстанцами чипсов, гамбургеров и газировки, медики выступили с предложением ввести запрет на рекламу данной продукции в дневное время. Ведь именно постоянный показ по телевизору этих продуктов побуждает детей их пробовать, да и рекламируют газировку и чипсы зачастую известные спортсмены или любимые сказочные герои.
Казахстан - не первая страна, в которой заговорили о необходимости такой меры. За рубежом подобные инициативы медиков уже давно реализованы на практике. Так, в Великобритании с 2009 года действует запрет на рекламу фастфуда во время детских передач. Согласно официальной статистике, каждый 25-й британский ребенок страдает ожирением. В Южной Корее с 2010 года на телевидении с 5 до 7 часов вечера запрещают показывать ролики, рекламирующие пищу, в которой содержится большое количество жира, сахара и соли. Под запретом гамбургеры, пицца, лапша быстрого приготовления, шоколад и даже мороженое. Власти Швейцарии в этом году полностью закрыли сеть ресторанов быстрого питания MacDonald’s.
Что касается США, страны, в которой 68 процентов жителей имеют проблемы лишнего веса, а число взрослых граждан, страдающих ожирением, выше 25 процентов, то там призывы к введению подобных запретов звучали неоднократно. Эксперты из Университета Пенсильвании даже попытались обосновать эту инициативу с научной точки зрения. Согласно их исследованиям, запрет на рекламу ресторанов быстрого питания и их продукции позволит сократить количество страдающих ожирением детей в возрасте 3-11 лет — на 18 процентов, а в возрасте 12-18 лет — на 14. Но несмотря на это, законодательного запрета на рекламу фастфуда в стране, являющейся его родоначальницей, пока нет.
Как известно, индустрия быстрого питания очень мощна и с каждым годом завоевывает по всему миру все больше приверженцев, особенно в странах постсоветского пространства. К примеру, в соседней России, согласно данным последних исследований, рестораны быстрого питания являются наиболее посещаемыми заведениями общепита. В Казахстане такой статистики пока нет, однако достаточно выйти на улицу, как становится ясно, что и у нас популярность фастфуда с каждым днем растет, так же, как растет количество ларьков по продаже самсы, донеров, пирожков и прочей «полезной» пищи. И если лет 10 назад быстрое питание было всего лишь редким дополнением к традиционной домашней еде, то сегодня многие полностью заменили ее фастфудом.
На озвученную медиками инициативу о запрете рекламы вредного питания откликов ни со стороны депутатов, ни со стороны чиновников пока не последовало. Так что, будет ли он введен, пока неизвестно. Но если все-таки будет, не хотелось бы, чтобы повторилась история с автоматами по продаже шоколадных батончиков и газировки, которые несколько лет назад запретили устанавливать в школах, но спустя некоторое время эти аппараты вновь стали появляться в зданиях учебных заведений, причем устанавливающие их компании активно уверяют окружающих в том, что их продукция не вредна для здоровья детей. А еще хотелось бы, чтобы сами родители думали о здоровье своих чад и научились говорить «нет», когда малыш настойчиво тянет их к киоску с самсой или к автомату по продаже газировки и чипсов.
Инна ЕНЬШИНА
Источник: «Юридическая газета»