Система идет на пользу

26.12.2012

Основными принципами Единой национальной системы здравоохранения (ЕНСЗ) является обеспечение свободного выбора пациентом врача и медицинской организации (МО), формирование конкурентной среды оказания медицинских услуг, работа МО, направленная на достижение конечных результатов и оплату медицинских услуг по фактическим затратам.


Все это осуществляется в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП), утвержденного Правительством РК на определенный период. В ГОБМП входят скорая медицинская помощь и санитарная авиация, амбулаторно-поликлиническая помощь (в частности, первичная медико-санитарная и консультативно-диагностическая помощь по направлению участкового врача и профильных специалистов), стационарная помощь в рамках планируемого количества случаев госпитализации, а также помощь по экстренным показаниям; стационарозамещающая помощь; восстановительное лечение и медицинская реабилитация; паллиативная помощь и сестринский уход для категорий населения, установленных Правительством РК. Выбор – за пациентом. И эта норма на сегодняшний день является определяющей конкурентоспособность медицинской организации на рынке медицинских услуг.

В рамках ЕНСЗ предусмотрено предоставление гражданам свободного выбора врача и медицинской организации, для чего по итогам аккредитации определен перечень стационаров, которые будут оказывать медицинские услуги в рамках ГОБМП. Иными словами, каждый казахстанец волен выбирать поликлинику в своем населенном пункте и приписаться к этому медучреждению. Стационарную же помощь пациент получает по своему выбору в любой медицинской организации РК. Оплата медицинских услуг медицинской организации осуществляется за счет республиканского бюджета через Комитет по оплате медицинских услуг (КОМУ) независимо от места проживания пациента. Тем самым новая система реализует принцип: деньги идут за пациентом.

Данный принцип наряду с оплатой медицинских услуг по конечному результату стимулирует рост качества медицинских услуг за счет того, что слабые игроки, не выдержав конкуренции, сами сойдут с дистанции, и способствует обеспечению прозрачности финансовых потоков, циркулирующих в системе здравоохранения РК. Конечно, до идеальной картины еще далеко, очевидно, что большинство клиник пока не в состоянии приобрести дорогостоящее современное оборудование; для решения данного вопроса создана лизинговая компания, которая предоставляет возможность оплаты в рассрочку на 10–15 лет. При этом данные инвестиции должны быть обоснованы экономически. МО, работающие в убыток, закроются, и в результате на рынке останутся финансово устойчивые игроки с хорошей профессиональной репутацией, привлекательные для пациентов.

Дополнительным преимуществом стало то, что жители РК получили право выбора МО. Вначале возникали проблемы из-за непонимания сути системы, недостатка информации. Например, пациенты обращались в республиканские и областные клиники без направлений из поликлиник, не являлись своевременно на госпитализацию.

Внедрение ЕНСЗ повысило качество медицинских услуг, поскольку сама система предполагает оплату услуги, оказанной на хорошем профессиональном уровне.

Одним из нововведений, связанных с введением ЕНСЗ, стал пересмотр так называемых медико-экономических тарифов (МЭТ), с тем чтобы они отражали реальную стоимость медицинских услуг. От 16 усредненных тарифов, принятых в каждом регионе, МЗ РК перешло к более чем 2000 тарифов, привязанных к диагнозам, что было реализовано на первом этапе введения ЕНСЗ. Они наполнили тариф, определили востребованность стационарной помощи, обеспечили поставщиков в количестве и качестве медицинских услуг. Мотивационные стимулы достигли непосредственных участников лечебно-диагностического процесса. Благодаря МЭТ была создана уникальная по детализации база данных оказания стационарной медицинской помощи. Причем единый тариф включил в себя особенности всех регионов РК и стал по-настоящему единым для всей страны. С января 2012 г. начат переход от МЭТ, которые выполнили свою миссию, к более популярной в мире форме финансирования – стационарной медицинской помощи по клинико-затратным группам (КЗГ). Важным преимуществом этого вида финансирования является возможность накапливать средства и выплачивать дифференцированную оплату, что позитивно отражается на качестве работы медперсонала и отношении к пациенту: сказывается отдача удовлетворенного человека, мотивированного к своей работе.

К тому же во всем мире финансирование по КЗГ используют для улучшения потока как между клиниками, так и между стационарами и поликлиниками (ПМСП). В случае финансирования по КЗГ появляется спрос на качественную работу ПМСП со стороны стационаров, спрос на развитие стационарозамещающей медицинской помощи. МО, работающие на праве хозяйственного ведения (ПХВ), имеют возможность исходя из спроса перепрофилировать койки для оказания самой востребованной на данный момент стационарной медицинской помощи. Это способствует развитию и снижению высоких медицинских технологий. В результате реформ, проводимых в рамках ЕНСЗ, выигрывает пациент, для которого повышаются качество и доступность медицинской помощи. Все это стало основой для формирования конкурентной среды на рынке медицинских услуг, который существовал в зачаточном состоянии, и благодаря проводимым МЗ РК реформам эта «неподвижная масса» начала движение к реалиям жизни, ожиданиям общества. И в недалеком будущем, я надеюсь, наша страна будет иметь здравоохранение, отвечающее всем современным требованиям и мировым стандартам.


Расул ШИРВАНСКИЙ, главный врач АО «Санаторий «Казахстан»

Источник: Вечерний Алматы