Деньги на свежем воздухе
20.12.2012
ТОО «Тенре-Аэролайф» запустило производство систем по очистке воздуха. Первоначально созданная для защиты от бактериологического оружия, технология подходит как для обычного жилья, так и для крупных объектов вроде стадионов или аэропортов. Но главная ее сфера применения – медицина и лаборатории.
Идея возникла около трех лет назад во время работ над проектами по курительным комнатам и отелям. Обнаружилось, что чистый воздух – это большая проблема и столь же большая потребность. Особенно она актуальна для Алматы с его загазованным воздухом и смогом, а также для ряда промышленных городов, для Западного Казахстана.
По словам учредителя компании Владимира Таланова, рассматривались различные системы очистки воздуха, в том числе европейские, китайские и корейские. В итоге выяснилось, что есть три крупнейших игрока на этом рынке – Россия, США и Япония. Особенно компания заинтересовалась технологией, которая родилась в советской оборонке в конце 80-х годов. Новосибирское НПО «Вектор» разработало настолько опасные образцы бактериологического оружия, что обычные системы очистки воздуха с ними не справлялись. Поэтому по заказу «Вектора» группа ученых из Сибирского филиала Академии наук сделала новую разработку с использованием фотокатализа.
Фишка технологии в том, что загрязнители не просто осаждаются на фильтре, а разлагаются до составляющих – воды и углекислого газа. Твердые частицы – кремний, железо и тому подобные – осаждаются на предварительных фильтрах. Сфера применения – медицина, промышленность, лаборатории. «В лабораториях можно улавливать даже фрагменты молекул ДНК. Это важно для проведения генетической экспертизы», – отметил Владимир Таланов.
Компания смогла заинтересовать партнеров, ООО «Аэролайф», инвестиционным климатом в Казахстане. «В частности, из Казахстана гораздо интереснее экспортировать, чем из России, поскольку часть затрат по продвижению берет на себя Агентство по экспорту и инвестициям Kaznex Invest», – пояснил г-н Таланов.
Кроме того, казахстанская сторона предложила россиянам выгодную бизнес-стратегию. Дело в том, что с 2007 года у «Аэролайфа» начался быстрый рост бизнеса в России. В 2011 году акционером компании стало РОСНАНО с долей в 30%, появились крупные заказы на профессиональные системы очистки. И компания просто перестала успевать развивать все сегменты бизнеса. «У них хорошо развиты медицинское, промышленное направления. А вот бытовые системы отстали по дизайну, эргономике – теперь потребители на волне продаж айфонов и айпэдов очень внимательно относятся к дизайну, обращают внимание на красивые кнопочки. Наша компания предложила полную разработку внешнего вида бытовых систем. В итоге мы договорились о том, что в компании 50% принадлежит казахстанской стороне, 50% – российской, плюс в Казахстане будет создаваться самостоятельная линейка бытовых приборов нового поколения», – пояснил Владимир Таланов.
Общий принцип раздела функций между партнерами следующий: россияне полностью передают технологию и отлаживают процесс. Казахстанская сторона занимается наладкой производства и продвижением продукции – в том числе на международных рынках.
Пока в Казахстане действует лаборатория по мониторингу качества воздуха и отверточная сборка существующих систем. Со следующего года компания планирует наладить выпуск бытовых приборов. Всего же линейка включает в себя более 50 наименований – от небольших установок, подходящих для дома, офиса или медицинских кабинетов площадью 20–25 кв. метров, до огромных систем, которые позволяют очищать большие объекты, например стадионы, ТРЦ. «Я сам аллергик и спасаюсь в сезон аллергии такой установкой», – поделился Владимир Таланов.
Линейка включает в себя переносные или перевозные автономные модели. Бытовые системы стоят от $300 до $500 в зависимости от модификации. Некоторые системы рассчитаны на встраивание в существующую сеть воздуховодов. Идеальный вариант – закладывать установку на стадии проектирования, но можно встраивать в уже действующие коммуникации.
Корпусы и пульты – то, что или не производится, или дорого стоит на рынке Казахстана и России, – будут производиться в Китае. Компания планирует попасть во вторую очередь СЭЗ ПИТ «Алатау», и тогда она сможет получить налоговые преференции, в том числе – по поставкам запчастей из Поднебесной. На территории Казахстана будут производиться расходные материалы – фильтры и «начинка» оборудования. Ключевой элемент оборудования – лампы – пока производится в Германии, но в перспективе производство для снижения бизнес-рисков будет налажено в России.
К слову, фильтры покупатель может поменять сам. Если это обычные бытовые условия, одного фильтра хватает на два года. Если это маникюрный салон, где постоянно акриловые пары, ацетон, – тогда чаще. Стоимость расходных материалов – 2 тыс. тенге.
На первом этапе бизнес показывает умеренную доходность. «Производственные проекты с научной составляющей – это бизнес с длительным сроком окупаемости. Но в перспективе с учетом запуска экспортных операций это достаточно высокомаржинальный бизнес», – аккуратно уклонился от точных цифр бизнесмен. Работа ведется за счет собственных средств. Вложения для запуска первоначального производства составляют порядка $1 млн. Для запуска полного цикла потребуется порядка $6 млн. В качестве инвестора «Тенри-Аэролайф» планирует привлечь Национальное агентство технического развития (НАТР).
В настоящее время компания рассматривает совместные проекты с Astana Innovations. «Тенре-Аэролайф» планирует сделать не только оснащение объектов, но и системы мониторинга состояния воздуха. Кроме того, компания устанавливала системы в курительных комнатах аэропорта Алматы, медцентрах в Астане, туберкулезном диспансере в Акмолинской области, элитных частных резиденциях в Астане и Алматы. Первые полтора-два года около 60% заказов будут составлять медицинские заказы и лаборатории, обладающие сходными требованиями.
К слову, производство на территории Казахстана дает «Тенре-Аэролайф» конкурентное преимущество: в настоящее время в производстве 35% казсодержания, с развитием бизнеса оно будет увеличиваться. «Без высокого процента казсодержания выиграть тендер гораздо сложнее, а условия – хуже», – поделился г-н Таланов. По его словам, кроме казсодержания, продукция выигрывает благодаря более низкому уровню шума и энергопотребления (на 30–40%, и 20% соответственно). Цена же может отличаться в несколько раз по сравнению с японскими и американскими аналогами.
Также компания планирует осваивать зарубежные рынки, ведет переговоры с Китаем и Германией. «Для промышленных систем очистки под давлением госорганов компании вынуждены использовать продукцию собственных предприятий. Это справедливо и для Германии, и для Турции, и для Америки. Поэтому нам легче завоевать сегмент потребительский, чем профессиональный. Промышленные системы предполагают длительный процесс захождения на рынок», – пояснил Владимир Таланов.
Ирина ДОРОХОВА
Источник: Курсив