Государство должно действовать активно

20.12.2012

Когда эксперты рассматривают такие явления, как рост преступности или агрессии в обществе, очень редко они обращают внимание на такой фактор, как психическое здоровье нации.

По мнению медиков-психиатров, специалисты и чиновники напрасно пренебрегают этим показателем. Именно забота о психическом здоровье способна нейтрализовать вызовы современного мира. В беседе с доктором медицинских наук, профессором кафедры психиатрии, наркологии и психотерапии КазНМУ им. Асфендиярова Галией Махматовной Кудияровой выяснилось, что зачастую бывает достаточно вовремя вытащить подростка из непреодолимой для него ситуации, чтобы избежать тяжелых последствий как для личности, так и для общества в целом.

- Галия Махматовна, о каком явлении идет речь?

- Давайте возьмем самый ответственный период для человека - подростковый возраст. Нужно сказать, что он начинается для детей по-разному: у кого-то в 10 лет, у кого-то в 11, а у кого-то уже в 9 лет. В это время возникает большая нагрузка не только на все структуры организма, но и на психику ребенка. Мы сейчас не будем говорить о серьезных расстройствах - различного рода психопатиях и прочее, а остановимся на таком явлении, как акцентуация подростка. Обычный ребенок попадает в другие условия жизни, например, он жил в пригороде, не владеет языком того населенного пункта, куда семья переехала, и попадает в школу или колледж. В чем акцентуация проявляется, если ребенка перевели в другой коллектив, если он раньше хорошо учился и у него были отличные отметки, и вдруг он начинает по всем предметам хромать; мама, не понимая отчего это происходит, начинает принимать жесткие меры, бить, наказывать или не давать ему карманные деньги? Ребенок перестает ходить в школу, начинает сам себе ставить отметки в дневник, либо прятать его. Это продолжается недолго, его разоблачают, тогда он вообще перестает в школу ходить, а раз его за это будут ругать, то он убегает из дома, начинает бродяжничать. Вот если это состояние кратковременное, и атмосфера в семье налаживается, то все очень быстро возвращается в норму. Тогда мы называем это кратковременное состояние акцентуацией. Если же ребенка не вытащить вовремя, и это длится недели, месяцы, то тогда начинается патопсихологическое развитие личности. Лечить такого подростка гораздо труднее, чем это временное состояние, вызванное ситуацией. Тогда уже приходится обращаться к психиатру, принимать меры медицинского характера.

- Если не принять никаких мер, то к чему это может привести?

- Подросток начинает искать себе подобных, таких же несчастных, как он, они где-то собираются, в подвалах, в разрушенных старых зданиях. Что они делают? Им тоже плохо, как и ему. Они начинают поднимать себе настроение. Вначале это курение, затем алкоголь и так далее. Нужно сказать, что дети в больших городах более доступны этому влиянию, чем в аулах, где имеются патриархальные семьи. Здесь очень быстро набирается армия подростков, и обычная жизнь - это уже для них не жизнь. У них должна быть другая жизнь, они втягиваются в асоциальные группы, воруют, становятся преступниками, а за преступление нужно отвечать и, в местах лишения свободы порядки не способствуют исправлению личности. К сожалению, подростки, пребывая там, становятся более испорченными, более жестокими. Здесь нужно ставить вопрос, чтобы помимо воспитателей, в этих учреждениях работали бы психиатры, которые могли бы осуществить отсев, где на самом деле подросток нуждается в психиатрическом лечении, давать ему соответствующую терапию, заниматься им.

- Не будет ли лучше создать условия для детей, которые попадают в сложные жизненные обстоятельства еще до того, пока они минуют это состояние акцентуации? Не подкармливать преступный мир, а помочь той же одинокой женщине…

- Безусловно, государству нужно работать в этом направлении. Теоретически все уже расписано. Возьмите ИДН - инспекторов по делам несовершеннолетних. Кстати, они должны быть первыми кураторами и на своем участке знать, чем живет каждая семья, в каких условиях воспитывается ребенок. Я не хочу сказать, что все они формалисты и безграмотны, но большая часть эту работу не проводит. Они только фиксируют, когда ребенок уже совершил правонарушение. Конечно, профилактическая работа должна проводиться еще в школе, в классе. Возможно, для решения этих вопросов необходимо подключить общественные организации, благотворительные. Может быть, к этому нужно подключить женщин-депутатов, министров: они должны думать не только о том, что нам нужно промышленность и сельское хозяйство наладить. Надо начинать налаживание с человека, причем с его детского возраста. И конечно, самое главное, чтобы семья была благополучна. Нужно создать культ семьи, чтобы нашим женщинам не приходилось в одиночку поднимать детей. Какой бы гениальной не была мама, без отца процесс воспитания не может быть полноценным.

- Сейчас все отмечают рост агрессии в обществе. Это отражается на взаимоотношениях подростков. Возьмем ситуацию - девочки подрались. Как должны дальше развиваться события, кто должен с ними работать?

- Если семья благополучная, у мамы нужно выяснить, как развивалась девочка, начиная с самого рождения. Она с рождения холодная, агрессивная или это стало проявляться только в последнее время. Возможно, она недавно перенесла какое-то тяжелое заболевание, тот же ревматизм. Все думают, что ревматизм - это болезнь суставов, ничего подобного! Ревматизм затрагивает головной мозг, и, возможно, подобное поведение связано с этим. В любом случае, прежде чем приступать к карательным мерам, необходимо медицинское освидетельствование у хорошего педиатра и невропатолога. Я больше чем уверена, что они скажут, как снять агрессию и девиантное поведение.

- Возвращаясь к акцентуации… Имеет ли смысл открытие для детей, имеющих проблемы с родителями, специальных центров, где они могли бы находиться какое-то время добровольно, а специалисты в это время поработали бы с родителями? Таким образом, можно было бы обезопасить детей от негативного влияния улицы…

- Конечно. В советское время создавались центры для детей с девиантным поведением, но они, к сожалению, тоже носили характер карательный. А эти дети просто требуют к себе особого внимания. В целом идея была правильной. На западе существуют промежуточные учреждения - реабилитационные центры, но не закрытого, а открытого типа, где ребенок может спокойно ходить домой или оставаться с ночевкой. В свое время у нас защищала кандидатскую диссертацию врач из Павлодара. Лет пять-семь назад. Там была предпринята подобная попытка создания дневного стационара. Но этим занимались не педагоги, а психологи и психиатры и исключительно на добровольных началах. Сейчас у меня нет информации - действует этот центр или нет. Со стороны государства такой поддержки пока нет, а она очень нужна.

- А какое ведомство должно этим заниматься?

- Я считаю, что этим должно заниматься министерство образования, они должны быть пионерами в создании подобных учреждений.

Светлана БРИТАНОВА
Источник: «Юридическая газета»