Лекарства доступны населению!

16.07.2013

Одной из главных задач реформы здравоохранения является улучшение качества медицинской помощи, повышение солидарной ответственности граждан за свое здоровье, а также эффективности, качества и доступности лекарственной помощи.


Лекарственный информационно-аналитический центр РГП «РЦРЗ» МЗ РК (ЛИАЦ) в период с 26 марта по 5 апреля 2013 года провел социологическое исследование. Цель данного исследования: изучить субъективное мнение населения о системе амбулаторного лекарственного обеспечения в свете проведенных реформ с предоставлением предложений по повышению ее доступности, эффективности и отзывчивости.

Всего было опрошено 7316 респондентов из 16 регионов Казахстана. Наибольшее количество опрошенных пациентов проживало в Жамбылской области (1443 чел.), городе Астане (835 чел.) и Северо-Казахстанской области (542 чел.). При этом в опросе приняло участие в основном городское население (79,8%). Из числа опрошенных пациентов, состоящих на диспансерном учете, обеспечивается бесплатным лечением 93%, что свидетельствует о достаточной доступности системы.

Бесплатные лекарственные средства доступны для 95,6% респондентов (61,6 % – необходимые препараты есть в аптеках всегда, 34% – лекарства периодически отсутствуют в аптеках, 3,6 % – лекарств никогда нет в наличии; 0,7 % воздержались от ответа). 37,5% принимают бесплатные препараты с артериальной гипертензией, 15,9% – с ишемической болезнью сердца, 13,2% – с сахарным диабетом.

В опросник для пациентов был включен вопрос: «Отказывались ли вы когда-либо от получения лекарств, которые вы имеете право получить бесплатно?». При этом, если отмечается ответ «да», необходимо указать причину.

В результате проведенного опроса 4,1% (298 человек из 7316) респондентов отказались от получения бесплатных лекарственных средств. Основные причины отказа респондентов от бесплатных лекарственных средств: не хватает времени, утеря амбулаторной карты, не устраивает производитель, неудобства, связанные с записями к врачу, не всегда в аптеках есть в наличии препараты, далеко расположена поликлиника, не подходят лекарства.

65,7% респондентов отметили близкое расположение аптек. 26,1% – отметили отдаленность аптек (при 8,2% воздержавшихся от ответа). Наибольшее количество респондентов, отметивших, что аптеки находятся далеко, проживают в ВКО, Атырауской, Костанайской и Северо-Казахстанской областях. Возможно, сложившаяся ситуация связана с очень низкой плотностью населения в данных регионах.

43,3% (3167) опрошенных указали среднее время – до 10 минут, которое врач потратил на выписку рецепта. 24,4% (1783) – до 5 минут, 26,9% (1965) – более 10 минут, 5,5% (401) воздержались от ответа.

В соответствии с действующим законодательством в области здравоохранения установлено среднее время консультирования пациента, которое составляет 15 минут. При этом пациент должен получить полную информацию о порядке применения выписанных ему лекарственных средств.

Таким образом, внедрение системы электронных рецептов оправданно и может способствовать сокращению среднего времени выписывания рецептов больному, а также позволит уделять больше внимания надлежащему консультированию. Большинство пациентов (81,1%) получает информацию о порядке применения лекарственных средств от врача. При этом значительная часть (88,3%) знает, как применять выписанные препараты, уже после приема врача, что является одним из критериев надлежащего консультирования.

Очень важным с позиции определения отзывчивости системы амбулаторного лекарственного обеспечения является вопрос: «Если вы хотите получать лекарственный препарат, который, по вашему мнению, является лучшим в сравнении с предлагаемым аналогом бесплатного препарата, выдаваемого в рамках ГОБМП, вы готовы оплатить разницу в стоимости?». По ответам респондентов появляется возможность судить не только о готовности пациентов оплачивать разницу в стоимости лекарственного средства в пределах МНН, но и оценить долю респондентов, которых, возможно, не устраивает торговая марка выигравшего конкурс лекарственного средства в рамках ГОБМП.

Результаты опроса по данному вопросу показали, что 35,3% респондентов готовы оплатить разницу в стоимости бесплатного лекарственного средства и лучшего (по их мнению) его аналога, 35,4% не могут себе это позволить, 23,4% респондентов ответили «возможно» и 5,8% воздержались от ответа.

Также выявлено, что 28,6% опрошенных применяют антибиотики без назначения врача, что свидетельствует о недостаточной лекарственной грамотности населения. При этом 41,5% респондентов применяют лекарственные средства, основываясь на их рекламе в СМИ.

Кроме того, врачи являются основными источниками предоставления пациенту информации о его правах на бесплатное лечение. 74,7% респондентов получили информацию о своих правах на бесплатные препараты у врачей. О деятельности ЛИАЦ знает 55,4% населения.

90% респондентов положительно оценили существующую систему бесплатного лекарственного обеспечения. 21,7% (1585) оценили на «отлично», 37,8% (2764) оценили на «хорошо», 30,5% (2233) – на «удовлетворительно», 6,7% (490) не удовлетворены системой, 3,3% (244) воздержались от ответа.

В ходе проведенного исследования было изучено отношение участников к системе амбулаторного лекарственного обеспечения на бесплатной основе, при этом 90% респондентов в целом положительно оценили существующую систему, и 6,7% не удовлетворены ею.

Бесплатное лекарственное обеспечение в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи на амбулаторном уровне – это преимущество каждого казахстанца. Важно знать свои права на бесплатное лекарственное обеспечение, когда и к кому можно обращаться. На эти и многие другие вопросы каждый житель страны должен знать ответы!

Исследование ЛИАЦ показало, что 93% лиц, состоящих на диспансерном учете, получают бесплатное лечение в рамках ГОБМП. Большая часть населения состоит на «Д» учете с заболеваниями: артериальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет, бронхиальная астма и язвенная болезнь. Доступность лекарств в аптеках отмечают 95,6% респондентов, из которых 61,6% отмечают, что препараты есть в наличии всегда.

Подводя итоги, стоит отметить, что наибольшее значение для населения имеют вопросы ожидания в очередях, ежегодная замена бесплатных препаратов на генерические аналоги, качество закупаемых лекарственных средств, а также увеличение объемов выдаваемых бесплатных препаратов на 3-4 месяца.

Дана Абельгазина,

Лекарственный информационно-аналитический центр РГП «РЦРЗ» МЗ РК

Источник: Литер