Пациент – звучит гордо

05.07.2013

В управлении здравоохранения Алматы состоялось очередное заседание общественного совета по защите прав пациентов под председательством начальника управления здравоохранения Жанат Касымжановой.


В мероприятии приняли участие руководители городских лечебных учреждений, представители неправительственных организаций, городского Центра ЗОЖ, Алматинского городского филиала народно-демократической партии «Нур Отан» и других заинтересованных структур.


Директор департамента Комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности Министерства здравоохранения Республики Казахстан по городу Алматы Айзат Молдагасимова сообщила, что за пять месяцев этого года в отделе контроля за медицинской деятельностью департамента зарегистрировано 242 обращения, что на 69 больше, чем за аналогичный период прошлого года. По результатам внеплановых проверок 75 процентов из 139 обращений оказались необоснованными.


Граждане в большинстве своем были недовольны работой государственных лечебных учреждений. Речь идет о некачественном оказании медицинской помощи такими специалистами, как терапевты, педиатры и хирурги. Другим негативным моментом являются необоснованность выдачи листков нетрудоспособности, недостатки в работе руководителей, нарушение этики и деонтологии, неправомерное взимание денег.


На первом месте по количеству обоснованных жалоб оказались городская клиническая больница № 7, на втором – Центр перинатологии и детской кардиохирургии, поликлиника ДВД Алматы и городская поликлиника ветеранов Великой Отечественной войны.


Что касается работы негосударственного сектора, то здесь людей больше всего не устраивает качество терапевтической и стоматологической помощи. Есть и моменты мздоимства. Так, незаконное взимание денежных средств имело место в медицинском центре «Сункар».


По результатам проверок в 23 случаях были приняты меры дисциплинарного характера, по 10 обращениям материалы переданы в правоохранительные органы. В этом году на виновные лица наложено штрафов в 3,8 раза больше, чем в прошлом году. Составлено 49 адмдел на общую сумму 740 МРП, или 1280940 тенге. Из обоснованных обращений по-прежнему на первом месте остаются случаи некачественного оказания медпомощи. Их в два раза больше, чем за пять месяцев прошлого года. Также медучреждения стали допускать больше нарушений при выдаче больничных листов.


По словам Айзат Балтагуловны, на те лечебные учреждения, где действует внутренний аудит, жалоб от населения поступает меньше.
К тому же в этом году к провинившимся медработникам в рамках новой программы «Даму» применяются экономические рычаги. Они не получают надбавку к заработной плате, премиальные.


Молдагасимова обратила внимание на мероприятия, которые должны проводиться для улучшения качества медпомощи и уменьшения количества жалоб наших граждан на медуслуги. Это повышение межсекторального и межведомственного уровня по охране общественного здоровья, медицинского и фармацевтического образования, квалификации врачей и среднего медицинского персонала, совершенствование системы управления и менеджмента.


Начальник управления здравоохранения Жанат Касымжанова отметила, что инициатива проведения подобных проверок принадлежит именно управлению здравоохранения Алматы.


– Департамент Комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности Министерства здравоохранения Республики Казахстан по городу Алматы внимательно относится к жалобам, которые поступают от наших пациентов, и принимает по ним безотлагательные меры, – говорит Жанат Какимсеитовна. – Как правило, люди жалуются не на профессионализм врачей, а на этику их поведения. В городе 84 государственных медицинских учреждения и порядка тысячи частных клиник. Все госорганизации статистически отслеживаются информационным центром, и данные о количестве летальных исходов, осложнений и жалоб пациентов доступны для всех. Однако на сегодняшний день остается недоступной деятельность частных клиник. В информационном блоке имеются только те из них, которые выполняют госзаказ.


Сегодня врачи государственных поликлиник, в частности по стоматологии, исправляют ошибки своих коллег из частного сектора здравоохранения. Жанат Касымжанова предложила систематизировать подобные обращения граждан и внести их в информационную сеть.


С другой стороны, начальника управления здравоохранения тревожит негативная реакция части городских пациентов на перевод в новые поликлиники. А ведь они дают возможность разгрузить переполненные действующие лечебные учреждения. К тому же новые поликлиники оснащены современным оборудованием и отличаются большей комфортностью для граждан.


Медицинские услуги должны оказываться населению в полном объеме и качестве, с тем чтобы установить лучшее взаимопонимание между врачом и пациентом, в этом году управление здравоохранения решило привлечь к сотрудничеству неправительственные организации.


На общественном совете специалисты НПО огласили результаты социологических исследований, проведенных в поликлиниках и больницах города.


Так, по словам президента «Диабетической ассоциации РК» Лейлы Жубандыковой, большинство опрошенных пациентов в диагностическом отделении Центральной городской клинической больницы довольны предоставляемыми там медицинскими услугами. Лишь 12 процентов пациентов пожаловались на невнимательность врачей. Положительным моментом является то, что за все услуги оплата здесь производится строго в кассу. В целом работа отделения в среднем оценивается как хорошая. Среди предложений – исключить или уменьшить очередность, увеличить количество узких специалистов, обновить диагностическое оборудование, уменьшить письменную работу врачей.


Также был проведен опрос в поликлинике № 1.
Здесь граждане также в основном довольны работой лечебного учреждения. Деятельность этой поликлиники также была оценена на твердую четверку. В то же время здесь наблюдается нехватка таких узких специалистов, как невропатолог, уролог и нефролог. Чтобы попасть в дневной стационар, пациентам приходится ждать по месяцу. Больные предложили проводить планерки врачей не во время приема пациентов и чтобы таблички на кабинетах были на двух языках.


– Чтобы опрос был объективным, мы проводили его в поликлиниках № 10 и 8 по различным показателям, – говорит исполнительный директор общественного фонда диабетического просвещения Наталья Тукалевская. – Причем на вопросы отвечали как пациенты, так и врачи. Лучше обстоят дела в поликлике № 10, здесь пациенты отметили чуткое и вниматьное отношение врачей, их высокий профессионализм. Платные услуги в данной поликлинике практически отсутствуют, и больные получают полный перечень медицинских услуг в рамках гарантированного объема медпомощи. К тому же здесь работает молодежный центр здоровья и доступен дневной стационар.


В поликлинике № 8 опрошенные пациенты, напротив, отметили грубость и невнимательность врачей. Зато здесь активно действует платное отделение.
Начальник управления здравоохранения обратилась к присутствующим на встрече руководителям данных поликлиник с настоятельной просьбой учесть пожелания пациентов и исправить имеющиеся ошибки в своей деятельности.

Наталья ВЕРЖБИЦКАЯ

Фото Сергея ХОДАНОВА

Источник: Вечерний Алматы